Проект "Матрешка" для детей 2-3х лет
проект по развитию речи (младшая группа)
Матрешка – самая известная русская игрушка.
Необходимо знакомить, изучать и использовать в различной деятельности ребёнка нашу красавицу - матрешку, так как она несет в себе традиции русского народа, любовь и дружбу, развивает ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 “Теремок”
ПРОЕКТ
«Русская народная игрушка - Матрёшка»
Воспитатель: Селезнева Г.Д.
2022
Тип проекта:
Состав участников - групповой (дети, родители, воспитатель).
Целевая установка – познавательно – речевой.
Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).
Предмет проекта: Матрешка
Сроки реализации: 17 – 21 февраля.
Целевой возраст: 2-3года.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка.
Необходимо знакомить, изучать и использовать в различной деятельности ребёнка нашу красавицу - матрешку, так как она несет в себе традиции русского народа, любовь и дружбу, развивает ребёнка.
Цель:
Продолжать знакомство детей с русской народной игрушкой-матрешкой через интеграцию познавательно-речевого общения. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки-матрёшки.
Приобщить родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи (с матрёшкой).
Педагогические задачи:
Продолжать развивать у ребёнка игровые, речевые, сенсорные, художественно-творческие способности, используя матрёшку в процессе игры и развивающих занятий, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; продолжать формировать у детей бережное отношение к игрушкам (матрешкам);
развивать профессиональную компетентность;
пополнить развивающую среду дидактическими играми «Наряди матрешку, Большая и маленькая»
Задачи родителей : создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка ,учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду ; проявить свои творческие способности при создании поделки или рисунка ( тема «Матрёшка»); повышать компетентность в знании народной игрушки-матрёшки ; активно участвовать в жизни группы.
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
2. Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с Матрёшками;
3. Подбор интернет – ресурсов по теме проекта;
4. Разработка плана по реализации проекта;
6. Информирование родителей о предстоящем проекте;
7. Рекомендации родителям.
II этап. Реализация проекта.
Методическое обеспечение:
• Конспекты занятий, бесед, развлечений и т.д.;
• Наглядный материал: иллюстрации, картины (карточки) с изображением русской народной игрушки Матрёшки, образцы русских Матрёшек различных видов и размеров;
• Картотека художественных произведений (стихи, потешки ,загадки ,песенки и т.д.) по теме проекта;
• Картотека русских народных игр;
Консультативный материал для родителей. Материально-техническое обеспечение:
• Аудиозаписи, СД - диски;
• Коллекция детских музыкальных инструментов из музыкального уголка;
• Материал для художественного творчества:, раскраски «Матрёшка»; гуашевые краски, тычки;
Формы реализации: 1. Образовательная деятельность ( интегрированная) .
Тема: «Русская народная игрушка – Матрешка»
1. Рассказ о народной игрушке - Матрёшке( беседа по теме );
2.Игры с игрушками Матрёшками;
3..Чтение стихов, песенок, загадок, потешек и т.д. о Матрёшках.
4.Рассматривание иллюстраций, картинок, с Матрёшками;
5.Дидактические и подвижные игры : д /и «Расставь по росту матрёшек»(в возрастающем и убывающем порядке); «Наряди Матрешку» п.и. «Шли матрёшки по дорожке».
6.Консультация для родителей: «Народная игрушка-матрёшка»;
7.Творчество родителей (рисунки ,поделки матрёшек).
8.Беседы с родителями
9.Рекомендация для родителей: «Знакомство детей с русской народной игрушкой - Матрёшка».
Технические средства обучения: магнитофон.
III Заключительный этап.
Подведение итогов.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объем информации, который может быть ими воспринят, что положительно повлияло на различные виды деятельности: игровую, познавательную, художественную, речевую и т.д.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
Знакомясь с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.
Возросла речевая активность детей.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог-родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература:
1.«Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. Учебно-методическое пособие». Автор :Наталья Леонова год выпуска 2015.
2.«Веселые матрешки». Автор :Нелли Шайдурова . Год выпуска 2012
Конспект Беседы
Тема: «Как появилась на Руси Матрёшка ».
Цель: Формирование первичных представлений о матрёшке.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения игрушки – матрешки;
Воспитатель показывает матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.
Воспитатель.
Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?
- матрёшка (ответы детей);
Воспитатель.
- А вы любите сказки?
- ответы детей;
Воспитатель.
Я знаю одну очень – очень интересную сказку о том, как появилась на свет матрешка.
Можно я вам ее расскажу ? Это очень удивительная история.
- ответы детей;
Воспитатель.
Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.
"А сейчас я вам расскажу, как появилась первая матрешка. Появилась первая матрешка в России очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Эта страна называется Япония. Сделана Матрешка из дерева. Раскроешь ее , а там еще такая же игрушка, но чуть поменьше, раскроешь вторую, а там третья – меньше второй. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с фартучком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей глазки , на щечках румянец. И назвали ее старинным русским именем – Матрешей".
Физкультминутка
«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Воспитатель.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в горошек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Воспитатель: Спасибо всем! (Предлагает поиграть с матрёшками ,которых принесли в уголок творчества родители детей).
Занятие по декоративному рисованию
«Украсим платочек для матрешки»
Программное содержание. Создать эмоциональное настроение. Вызвать желание помочь матрешкам. Дать представление о декоративном рисовании. Учить детей располагать узор на листе квадратной формы. Закрепить навык рисования ватной палочкой.
Материалы.
Раздаточный: цветные квадраты бумаги, краски гуашь (красная, зеленая), ватные палочки, тряпочки, клеёнки.
Демонстрационный: матрешки.
Предварительная работа. Рассматривание узоров на цветных платочках, игры с народными игрушками-матрешками; занятие «В гостях у бабушки Арины».
Ход занятия.
I. Воспитатель. – Сегодня к нам придут гости, чтобы узнать кто придет, вам придется отгадать загадку.
Нам совсем не нужен дом,
Мы одна в другой живём.
Мы игрушки расписные,
Мы сестрички все родные,
Есть постарше, есть и крошки,
А зовут нас всех ... (матрёшки).
Матрешка. – Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. – Матрешка, ты почему одна? Где твои сестрички?
Матрешка. – Они остались дома. Мы собирались к вам в гости. Вечером постирали свои платочки и повесили их сушить, но тут налетел сильный ветер и унес их. Только мой остался. Вот поэтому сестрички и не пришли.
Воспитатель. – Ребята, как нам помочь матрешкам? (ответы). Может мы сами нарисуем им платочки? Тогда садитесь за столы.
II. Воспитатель на мольберте показывает приемы и способы изображения платочка. Сначала показывает как рисуются лепесточки (ватной палочкой ставит точки вокруг серединки красной гуашью, объясняя каждое движение). Затем показывает как рисовать каёмочку (начиная с верхнего края слева направо, затем по левому краю рисунка сверху вниз, аналогично по правому краю и завершая по нижнему краю рисунка слева направо).
После этого воспитатель с детьми вспоминает правила пользования ватной палочкой (как кисточкой). Обращает их внимание на их позы за столом, просит детей показать как они будут рисовать лепесточки и каёмочку в воздухе, куда будут складывать использованные ватные палочки. Предлагает детям приступить к рисованию.
В процессе рисования воспитатель помогает детям, хвалит их за аккуратность.
После того как дети закончат рисовать Матрешка приглашает их на физкультминутку
Физкультминутка Матрёшки
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
После разминки дети подходят к мольберту подают воспитателю свои рисунки, который оформляет выставку платков.
III. Воспитатель. – Матрешка, полюбуйся нашими платками? Как ты думаешь они понравятся твоим сестричкам?
Матрешка. – Конечно!!! Какие они красивые! Спасибо! За ваше старание я приготовила вам гостинцы. А теперь мне пора домой. Я пойду порадую матрёшек, отнесу им платки.
Матрешка прощается с детьми и обещаем прийти вместе с сестричками.
Конспект «В гостях у Матрёшек»
Цель: обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру
Задачи:
- создать доброжелательную атмосферу, способствующую эмоциональному сближению детей в группе;
- учить детей сравнивать предметы по размеру способом наложения, приложения, совмещения; продолжать формировать понятие «большой - маленький»; познакомить детей с треугольником;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать навыки общения.
Демонстрационный материал: деревянные ложки, магнитная доска, плоскостные изображения матрешек и домиков двух размеров (большие и маленькие).
Раздаточный материал: формы для игры «Сложи домик» на каждого ребенка.
Ход деятельности
1. Организационный момент
2. Сюрпризный момент
- Сегодня я заглянула в волшебный мешочек и нашла там… А может. вы потрогаете мешочек и догадаетесь, что в нем спрятано?
Педагог предоставляет детям возможность тактильного обследования формы спрятанных предметов, высказать свое мнение.
- А теперь, давайте-ка в него заглянем. Что это? (ложки)
- Смотрите, какие они красивые, нарядные, расписные. Возьмите их, рассмотрите внимательно.
3. Рассматривание
Дети рассматривают предметы, называют детали декора (листочки, цветы, ягодки)), их цвет.
-Ложки эти не простые. Такие расписные деревянные ложки нам прислали матрешки. Они зовут нас в гости.
Бейте в ложки, бейте в ложки.
В гости нас зовут матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!
4. У магнитной доски
Дети рассматривают матрешек и их домики, отвечают на вопрос. одинаковые матрешки и дома или разные. Для того, чтобы убедиться, что матрешки действительно разные, взрослый показывает, как можно их сравнить, используя приемы наложения, приложения, совмещения. Затем предлагает подобным образом сравнить матрешек детям (2-3 ребенка). Дома матрешек дети сравнивают самостоятельно. В случае затруднения вновь сравниваются матрешки и подобно им – дома.
5. Пальчиковая игра «Матрешки»
Мы - красавицы матрешки,
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Их не трудно сосчитать.
6.Дидактическая игра «Сложи домик»
- Теперь посмотрите на фигурки, которые лежат на ковре. Сейчас каждый сможет помочь матрешке и построить для нее домик.
Взрослый строит из фигур дом, затем предлагает назвать детали, из которых выполнена постройка и их цвет.
_ Это… (большой красный квадрат).
- Это… (маленький квадрат, синий).
- А это – крыша домика. Она сделана из фигурки, которая называется треугольник.
Дети повторяют название фигурки хором и индивидуально, обрисовывают пальчиком контур фигуры. Самостоятельно выкладывают домики для матрешек, педагог оказывает помощь детям. испытывающим затруднения.
7.Анализ, поощрение.
КАРТОТЕКА ПОТЕШЕК ,ЧАСТУШЕК , ПЕСЕНОК , ЗАГАДОК О МАТРЁШКАХ.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
В ней живёт шестая.
А в шестой-седьмая,
А в седьмой-восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - восемь.
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз.
Та-ра-рушки,
Та-ра-рушки –
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные,
Да нарядные,
ненаглядные…
Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
«Ах, матрешечки-матрешки»
Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н.Горчакова)
ЧАСТУШКИ
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
В шестером поем частушки,
И танцуем в семером.
Никогда мы не скучаем,
Семь у нас платочков есть,
Чашек семь у нас для чая,
И салфеток тоже семь.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной,
Спим мы вместе,
Спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Мы матрешечки, да мы кругляшечки,
Все мы лаковые, одинаковые,
Как плясать пойдем,
Только пыль столбом.
Мы матрешечки, да мы сестричечки.
Мы толстушечки, да невеличечки,
А как петь пойдем да плясать пойдем,
То за нами в след только пыль столбом.
ПЕСЕНКИ
«Мы – матрешки крошки».
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Чистые ладошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Новые сапожки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Поиграем, поиграем
На своих гармошках.
Мы матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Потанцуем, потанцуем
Под свои гармошки.
Всё!
«Веселые матрешки».
Мы-весёлые матрёшки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки.
«Русские матрёшки»
Вы слышали, ребятки,
Про разные загадки,
Нас нужно без оглядки
Собрать и разобрать.
Какие мы простые,
Такие и смешные,
Но любит вся Россия
С матрёшками играть.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Вторая пол-одежки
Запрятана в обложке,
И если понемножку
Их станем разбирать,
То снова всё и снова
Матрёшку видишь новой,
А где её основа,
Никак не угадать.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Вы слышали, ребятки,
Для вас мы не загадки,
Нас можно без оглядки
Собрать и разобрать.
Ну, что ж, повеселимся,
Затеи не боимся
И сразу согласимся
В матрёшек поиграть.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.
ПОТЕШКИ
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Буренушка!
- Выхожу, матренушка!
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку -
Вспомнили матрешку.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
"И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть
ЗАГАДКИ О МАТРЁШКЕ
В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)
***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
(Матрешки)
***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир …
(Матрешка)
***
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
В других мама потеряет,
В других кто-то разбросает?!
(Матрешки)
***
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Рекомендация для родителей.
Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.
Задание1.
Расскажите детям о русских народных игрушках. Расскажите, как в них играют. Побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.
Задание 2.
Игра «Веселые матрешки».
Цель: развитие слухового внимания
Что понадобится: 3 матрешки (самая большая, самая маленькая и средней величины), металлофон.
Как играть:
Сядьте с малышом за стол, расставьте перед ним три матрёшки, а металлофон положите перед собой. Скажите малышу: «Сейчас матрешки потанцуют. Послушай, какой звук звучит. Низкий – начнет танцевать самая маленькая матрешка, средней высоты – запляшет средняя матрёшка. А если высокий – будет плясать только самая высокая матрёшка».
Покажите малышу, как будет танцевать матрешка (держите матрешку в руке, покачивайте ею или постукивайте по поверхности). Чередуйте звуки (высокий, низкий, средний). Не торопитесь, пусть малыш вслушается внимательно в силу звука. Обязательно похвалите ребенка, скажите, что он очень был очень внимательным и его матрешки красиво танцевали.
Если у вас нет металлофона, то для отстукивания ритма можно использовать и сами матрешки. В таком случае игра будет такой:
Вам понадобится две матрёшки из набора. Вы возьмите большую матрешку, малышу дайте маленькую. Скажите : «Сейчас большая матрешка научит танцевать маленькую». Постучите матрешкой ритмично, в такт музыке. Малыш пусть повторит маленькой матрешкой тот же ритм. Отстучите ритмы несколько раз. Затем поменяйтесь с ребенком. Дайте ему большую матрёшку и теперь он будет учить вашу маленькую матрёшку танцевать.
Задание 3.
Выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику:
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Задание 4.
Игра «Поставь матрёшек в ряд»
Цель: развитие мышления.
Что понадобится: два комплекта матрёшек. Один используете вы, как образец. А второй комплект кукол у малыша. (Если у вас нет 2 комплектов матрешек, то можно использовать для игры материалы рисованные матрешки, которые вы найдете в материалах для скачивания).
Как играть:
Начните играть за столом. Скажите ребёнку: «Посмотри, какие красивые куколки! Эти расписные матрёшки разного размера. Их можно прятать одну в другую. Но сейчас мы не будем прятать матрешки. Наоборот, расставь их в той же последовательности, что и я! У тебя должен получиться такой же ряд матрешек как и у меня»
Придумывайте последовательности самостоятельно, но для начала поставьте матрёшек по убыванию их величины, когда малыш повторит за вами, поставьте кукол по возрастанию.
Отгадайте загадки.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. (Матрешка)
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)
Задание 5.
Можете поставить пять матрешек (от самой большой до самой
маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки ...,
пять матрешек (согласование числительных с существительными)
Задание 6. Нарисовать для альбома в группу картинки с изображением
русских народных матреше