Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речевая деятельность в период дошкольного детства совершенствуется в количественном и качественном отношении: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают диалогом и монологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_slovarya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением нового стандарта одной из важнейших образовательных областей является речевое развитие ребенка. Развитие речи детей включает формирование навыков коммуникативного взаимодействия, обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связности и креативности речи, коррекция произносительной стороны речи, расширение рамок познания смысла текстов и художественной литературы.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Дошкольное детство особенно чувствительно к усвоению речи. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Обучение ребенка родному языку также способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства.
Словарь – компонент речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Развитию словаря детей в отечественной методике уделялось большое внимание. Основы методики развития словаря детей дошкольного возраста, определены в работах А. М. Леушиной, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой. Формирование словаря возможно только при организации систематической работы с детьми, при тщательном отборе содержания и методов. В настоящее время появилось огромное количество методической литературы по развитию словаря детей. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М. М. Алексеевой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, Н. П. Ивановой и других. Наиболее эффективной формой работы по формированию словаря является игра, так как она является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре развиваются творческие способности ребёнка.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Низкий уровень бытовой культуры, бедная безграмотная речь с экранов телевизоров, западные фильмы и мультфильмы – все это создаёт предпосылки к низкому уровню развития словаря детей. Речь дошкольника бедна, а общение идёт на бытовом уровне. Поэтому формирование словаря детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой.
Для речевого развития детей используются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. Нужно отметить, что в процессе дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Время идет вперед и для решения всех необходимых задач воспитания и развития необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ в детском саду – это новая форма проведения образовательной деятельности. Жизнь формулирует требования к организации учебных занятий в дошкольном общеобразовательном учреждении. Внедрение в атмосферу дошкольного учреждения компьютера не было целью, которая ориентирована лишь на формирование опыта работы с новейшим техническим устройством.
Целью дошкольного воспитания является гармоничное и полноценное личностное, психологическое, а также познавательное развитие ребенка дошкольного возраста. Работа в детском саду имеет специфику: она должна быть эмоциональной, яркой, с использованием игровых методов и приёмов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом ИКТ являются мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать и оценить, как оно работает. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным средством обучения, коррекции; средством коммуникации, необходимым для налаживания совместной деятельности педагогов и детей. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Применяемые в словарной работе с детьми дошкольного возраста дидактические игры и лексические упражнения в сочетании с компьютерными возможностями мотивируют воспитанников проявлять оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности.
Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод о том, что в современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава языка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки школьному обучению.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Следует привести пример проведенного исследования и анализа.
Отметим, что в рассмотренных методиках по обучению и развитию словаря особое внимание уделяется дидактическим играм и упражнениям, которые составляют специфику по формированию словаря.
С целью определения особенностей словаря у детей старшей группы детского сада воспитателями использовались задания и дидактические упражнения, предложенные в методическом пособии «Педагогическая диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой.
В ходе анализа выполненных заданий основное внимание обращалось на количественный и качественный состав словаря, понимание значений слова, степень его обобщённости, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи. При оценке учитывалась полнота ответов, умение полно и развёрнуто высказываться, умение ориентироваться в вопросах, умение исправлять свои ошибки.
Можно сказать, что многие дети не смогли подобрать определения к существительным, описать их, большинство детей затруднялись в подборе слов с противоположным значением. Задания выполнялось с помощью воспитателя. Затруднение вызвали и задания, связанные с исследованием активного словаря, подбором антонимов глаголов и прилагательных. У детей слабо развита описательная речь: в словаре мало прилагательных, обозначающих свойства и качества предметов и явлений.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что у детей недостаточно развит не только активный словарь, беден запас прилагательных, глаголов и существительных, но и пассивный. Это свидетельствует о необходимости проведения специального обучения, с этой целью нами были разработаны методические рекомендации по его организации и содержанию. Полагаем, что вся последующая работа должна быть направлена на активизацию в речи глаголов, прилагательных и наречий, подбор антонимов и синонимов к глаголам и прилагательным.
Словарь детей необходимо обогащать преимущественно в процессе дидактических игр, возможно с применением ИКТ, что позволит без дополнительной мотивации вызвать интерес к предстоящей деятельности. Лексические упражнения позволят закрепить навыки детей.
В течение всего периода обучения необходимо проводить и обучающие занятия, в которые включены игры по активизации номинативного и предикативного словаря. Нами разработан цикл занятий, проводимых раз в месяц. После каждого обучающего занятия в совместной деятельности с детьми, в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей необходимо применять развивающие игры и лексические упражнения для закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Таким образом, необходимо проведение комплексной работы по развитию словаря детей через дидактические игры и лексические упражнения, в результате которой должны измениться не только количественные, но и качественные показатели словаря детей старшего дошкольного возраста. Следует сказать, что дидактические игры и лексические упражнения являются одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Речевая деятельность в период дошкольного детства совершенствуется в количественном и качественном отношении: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают диалогом и монологом.
Библиографический список
- Горбунова, Е. А. Средства развития словаря у детей дошкольного возраста / Е. А. Горбунова, Н. В. Елкина // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды : Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 01–03 марта 2017 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. – С. 71-77.
- Фадина, Г. В. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до / Г. В. Фадина, Е. Ю. Филатова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии : сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции, Махачкала, 20 сентября 2015 года. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2015. – С. 30-31.
- Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/М. М. Алексеева, В. И. Яшина/ Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учебy. заведен. – М.: Академия, 2006.
- Богданова, Т. В. Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Богданова, И. А. Бердник // Вестник КГПИ. – 2013. – № 3. – С. 12-16.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий [Текст] /В. В. Гербова. – М.: 2010. –144 с.
- Иванова, Н. П. Лексические упражнения в детском саду [Текст]/Н. П. Иванова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: [б.и], 1980.
- Легачева,Е.Н.,Кочелакова,О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий [Текст] / Е. Н. Легачева, О. Д. Кочелакова // Молодой ученый. – 2016. – №7.– С. 666-669.
- Логинова, В. И. Формирование словаря [Текст] / В. И. Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.:2000.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий [Текст] /В. В. Гербова. - М., 2010. -144 с.
- Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учебy. заведен. / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2006.
- Легачева,Е.Н.,Кочелакова,О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий [Текст] / Е. Н. Легачева, О. Д. Кочелакова // Молодой ученый. - 2016. - №7.- С. 666-669.
- Логинова, В. И. Формирование словаря [Текст] / В. И. Логинова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в следствии чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда...
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Важная задача в работе по развитию словаря состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекст...
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста...
Словарная работа и особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совер...
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Количественный рост словаря. ...