Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: уточнить знания детей о сказках А. С. Пушкина, уточнить и систематизировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина; развивать у детей речь, память, наблюдательность, умение проявлять их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие в волшебный мир сказок А. С. Пушкина»
Программное содержание. Уточнить знания детей о сказках А. С. Пушкина, уточнить и систематизировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина; развивать у детей речь, память, наблюдательность, умение проявлять их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор дошкольников.
Предварительная работа. Чтение сказок А. С. Пушкина. Знакомство с биографией, рисование иллюстраций к сказкам.
Материалы. Портрет, иллюстрации из сказок, презентация с биографией поэта, сборники стихов, поэм, сказок А. С. Пушкина, рулетка, конверты с заданиями, раскраски.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель читает отрывок из произведения «У лукоморья дуб зелёный…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
2. Основная часть
В.- Ребята, кто узнал произведение, отрывок из которого я вам прочла? (ответы детей)
- Кто написал это произведение? (ответы детей)
- Да, «У лукоморья дуб зелёный…» написал Александр Сергеевич Пушкин. Это великий русский поэт.
(показ портрета А. С. Пушкина)
Беседа о биографии А. С. Пушкина (показ слайдов)
Александр Сергеевич Пушкин –великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село –это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»). У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли –это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы ещё много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.
В.- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по сказкам Александра Сергеевича? (Ответы детей). Во время путешествия на нашем пути будет встречаться много испытаний, и нам нужно будет с ними справиться.
А поможет нам в путешествии волшебная стрелка-указатель (на столе стоит рулетка, вокруг неё конверты с заданиями).
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка останавливается около конверта.)
В.-А вот и первое испытание.
1. «Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)
В.- Я буду задавать вопросы, а вы отгадайте, что же это за сказка А.С. Пушкина.
В.- Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Что это за сказка?
Д.- Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
В.- Сколько раз старик закидывал невод в море?
Д.- Три.
В.- Что просила у золотой рыбки старуха?
Д.- Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычьецой морской.
В.- С чем осталась старуха в конце сказки?
В.- Старуха осталась с разбитым корытом.
В.- Молодцы, ребята! Первое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка указывает на следующий конверт)
2. Конверт-Игра «Доскажи словечко»
Родила царица в ночь
Не то сына, не то …. (дочь)
Белка песенки поет
Да орешки все…. (грызет)
Жил старик со своею старухой
У самого синего …. (моря)
Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех …. (румяней и белее)
Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая… (повариха)
В.- Молодцы, ребята! И со вторым испытанием мы справились! Отправимся дальше?
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка останавливается около картинки моря.)
В.-На пути нам встретилось море. С этим препятствием мы быстро справимся.
3. Физминутка.
- Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)
И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)
Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)
На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)
Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого. (дети встают)
Пушки с пристани палят - (дети хлопают)
Кораблю пристать велят (дети топают)
В.-Ребята, а из какой сказки А.С. Пушкина этот отрывок?
Д.- Из «Сказки о царе Салтане»
В.-Ну, что ж отправляемся дальше.
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем раскручивают рулетку и стрелка останавливается около конверта с иллюстрациями.)
4. Пересказ отрывка по иллюстрациям к сказке
В.-Ребята, а тут в конверте какие-то слова: хитрость, зависть, злость, себялюбие. Героя, какой сказки А.С. Пушкина можно назвать хитрым, завистливым и самовлюблённым?
Д.- Это злая мачеха из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях».
В.- Ребята, а давайте мы с вами по иллюстрациям расскажем небольшой отрывок из этой сказки.
(дети по иллюстрациям к сказке рассказывают отрывок из сказки)
В.-Ребята, мы с вами преодолели все препятствия и наше путешествие заканчивается. У меня есть небольшой подарок для вас - раскраски с иллюстрациями из сказок А. С. Пушкина. Вы можете раскрасить их в группе или дома.
3. Подведение итогов.
В.- Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.
-Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили?
- По страницам каких сказок А.С. Пушкина вы сегодня путешествовали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой герой из сказок А.С. Пушкина у вас самый любимый?
- Вы сегодня узнали что – то новое? Если да, то что?
В.-Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то, что занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в страну сказок»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на планету сказок»
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи:- закрепить знания о сказках;- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;- упражнять ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
На занятии дети отправляются в увлекательное путешествие в мир русских народных и литературных сказок. Встречаются со сказочными героями, преодолевают разные препятствия, выполняют интересные задания....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина»
Цель: Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в мир сказок и поэзии
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "Путешествие в мир сказок и поэзии"...