"Растим будущего читателя"
статья по развитию речи (младшая группа)
Рекомендации для родителей и педагогов развития речи у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_22-1.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Растим будущего читателя»
Ребёнок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чём говорят взрослые. Способность к восприятию повествования развивается у ребёнка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и игровые занятия. Кто – то в 3 года ещё не способен воспринимать что – либо сложнее «Теремка», а кому – то уже по силам сказки Г.Х.Андерсена. Для детей раннего возраста оптимально подойдут потешки, пальчиковые игры («Сорока – ворона кашу варила»), стихотворения из одного – трёх четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми придложениями. Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок по многу раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие. Чтобы привить ребёнку интерес к чтению, необходимо, чтобы он видел, что в семье любят и уважают книги. Уделяйте малышу как можно больше внимания. Все полезные навыки в раннем возрасте лучше всего усваиваются через игру. Для того чтобы вырастить внимательного и вдумчивого читателя, от родителей потребуется много терпения, труда и фантазии. Процесс чтения книжки можно представить в виде игры. Разложите перед ребёнком несколько детских книжек и предложите ему выбрать одну. Если ребёнок всё время отдаёт предпочтение одной и той же книге, это хорошо – значит, у него уже появились литературные предпочтения. Однако ненавязчиво надо предлагать и другие сказки. «Шагайте» двумя пальчиками, как ножками, и подойдите таким оброзом к выбранной книжке. Открывайте дверь - обложку и «заходите» пальчиками в сказку. Когда страничка прочитана, «переходите» на следующую, «топайте» к картинке. Затем остановитесь на какое – то время, чтобы рассмотреть её. Формат книжек может быть разный: от больших красочных до книжек – малышек. Сейчас появилось большое количество разнообразных книжек – игрушек, которые обязательно превлекут внимание ребёнка. Но можно использовать музыкальные инструменты, пищалки, погремушки. Например, если в сказке говорится о том, что загремел гром, постучите в барабан, запела птичка – подуйте в свистульку, заквакала лягушка – надавите на пищалку. Главное – не переусердствовать с музыкальными эффектами, чтобы малыш не отвлёкся от текста. Читая знакомую сказку, можно поиграть в игру «Продолжи стих». Например: Взрослый: У меня зазвонил… Ребёнок: Телефон! Взрослый: Кто говорит? Ребёнок: Слон! Прочитав ребёнку сказку, проведите небольшую беседу по ней. Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема пручения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро. В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей. Теперь книги уступаю место телевизору, компьютерным играм. Современные малыши, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться телевизионным пультом и компьютерной мышью. Старайтесь, максимально оградить малыша от контакта с телевизором, компьютером, DVD – плеером. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате, не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш ребёнок находится дома и бодрствует. Зависимость от «движущихся картинок» сильна и вырабатывается очень быстро. Многие взрослые, придя с работы, сразу же берутся за телевизионный пульт или, наспех поужинав, спешат засесть за компьютер, вместо того чтобы почитать хорошую книгу. А ведь ребёнок строит свою модель поведения, глядя на родителей. Будет нелегко приучить малыша к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг. Необходимо также помнить, что длительное просиживание у телеэкрана и монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью всего организма. А если учесть ещё низкий культурный уровень и негативную смысловую нагрузку большинства детских компьютерных игр и анимационных сериалов, характерной чертой которых являются насилие и агессия, то можно утверждать, что страдает не только физичкское, но и психическое здоровье детей. Мультфильмы и кинофильмы советских времён часто создавались по иотивам народных сказок, классических литературных произведений для детей. Родители приобретают малышу большое количество дисков с записями фильиов – сказок на литературной основе и позволяют неограниченно их смотреть, надеясь, что ребёнок захочеи прочесть эти книжки. Но вероятнее всего, он этого не захочет, а приобретёт нежелательную зависимость от телеэкрана. Сначала прочитайте ребёнку литературное произведение, а потом уже покажите ему фильм и спектакль по его мотивам, чтобы кгига была первична. Предлагаю список рекомендуемой литературы. 1. А.Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения. 2.В.Бианки «Лис и мышонок». 3.В.Данько «С утра до вечера». 4.Л.Дерягина «Баюшки – баю», игры, песенки, потешки. 5.Короткие народные сказки в вариантах со счастливым концом («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.). 6. В.Сутеев «Циплёнок и утёнок» и другие сказки для малышей. 7.К.Д.Ушинский «Любимые сказки малышей». 8. К.Чуковский «Цыплёнок». 9. О.Жукова «Детские песенки и потешки». Не забывайте поощрять детей за желание почитать с Вами любимые книжки и поиграть! Удачи Вам и терпения!