"Растим будущего читателя"
статья по развитию речи (младшая группа)

Александрова Светлана Леонидовна

Рекомендации  для родителей  и педагогов  развития  речи  у детей  раннего  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22-1.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

                               «Растим  будущего  читателя»

 Ребёнок  начинает  понимать  человеческую  речь  очень  рано,  задолго  до  того,  как  заговорит  сам.  Легче  всего  малыш  воспринимает  бытовую  речь,  когда  он  сам  непосредственно  включен  в  ситуацию  и  видит  то,  о  чём  говорят  взрослые.  Способность  к   восприятию  повествования  развивается  у  ребёнка  постепенно  и  тем  успешнее,  чем  больше  рассказывают  и  читают  ему.  Большую  помощь  в  этом  взрослым  способны  оказать  качественные  иллюстрации  и  игровые  занятия.  Кто – то  в  3  года  ещё  не  способен  воспринимать  что – либо  сложнее  «Теремка»,  а  кому – то  уже  по  силам  сказки  Г.Х.Андерсена.  Для  детей  раннего  возраста  оптимально  подойдут  потешки,  пальчиковые  игры  («Сорока – ворона  кашу  варила»),  стихотворения  из  одного – трёх  четверостиший,  коротенькие  сказки  и  истории,  рассказанные  простыми  придложениями.  Обычно  малыши  любят  слушать  одну  и  ту  же  сказку  или  стишок  по  многу  раз  и  непроизвольно  выучивают  их  наизусть.  Пусть  они  рассказывают  сами,  поощряйте  это  полезное  занятие.   Чтобы  привить  ребёнку  интерес  к  чтению,  необходимо,  чтобы  он  видел,  что  в  семье  любят  и  уважают  книги.  Уделяйте  малышу  как  можно  больше  внимания.  Все  полезные  навыки  в раннем  возрасте  лучше  всего  усваиваются  через  игру.  Для  того  чтобы  вырастить  внимательного  и  вдумчивого  читателя,  от  родителей  потребуется  много  терпения,  труда  и  фантазии.                                                                                                             Процесс  чтения  книжки  можно  представить   в  виде  игры.  Разложите  перед  ребёнком  несколько  детских  книжек  и  предложите  ему  выбрать  одну.  Если  ребёнок  всё  время  отдаёт  предпочтение  одной  и  той  же  книге,  это  хорошо – значит,  у  него  уже  появились  литературные  предпочтения.  Однако  ненавязчиво  надо  предлагать  и  другие  сказки.  «Шагайте»  двумя  пальчиками,  как  ножками,  и  подойдите  таким  оброзом  к  выбранной  книжке.  Открывайте  дверь - обложку  и  «заходите»  пальчиками   в  сказку.  Когда  страничка  прочитана,  «переходите»  на  следующую,  «топайте»  к  картинке.  Затем  остановитесь  на  какое – то  время,  чтобы  рассмотреть  её.  Формат  книжек  может  быть  разный:  от  больших  красочных  до  книжек – малышек.  Сейчас  появилось  большое  количество  разнообразных  книжек – игрушек,  которые  обязательно  превлекут  внимание  ребёнка.                   Но  можно  использовать  музыкальные  инструменты,  пищалки,  погремушки.  Например,  если  в  сказке  говорится  о  том,  что  загремел  гром,  постучите  в  барабан,  запела  птичка – подуйте  в  свистульку,  заквакала  лягушка – надавите  на  пищалку.  Главное – не  переусердствовать  с  музыкальными  эффектами,  чтобы  малыш  не  отвлёкся  от  текста.  Читая  знакомую  сказку,  можно  поиграть  в  игру  «Продолжи  стих».  Например:                                                                      Взрослый:  У  меня  зазвонил…                                                                           Ребёнок:  Телефон!                                                                                          Взрослый:  Кто  говорит?                                                                                      Ребёнок:  Слон!  Прочитав  ребёнку  сказку,  проведите  небольшую  беседу  по  ней.                                                                                                                 Чтение  было  и  остаётся  важнейшим  средством  образования,  воспитания  и  приобщения  ребёнка  к  духовным  богатствам  человечества.  Но  в  наше  время,  когда  телевизионная  и  компьютерная  техника  продолжает  бурно  развиваться,  проблема  пручения  к  чтению,  создания  насущной  потребности  в  этом  роде  деятельности  стоит  исключительно  остро.  В  прежние  времена  занимательное  чтение  наряду  с  играми  являлось  основной  формой  проведения  досуга  для  детей.  Теперь  книги  уступаю  место  телевизору,  компьютерным  играм.  Современные  малыши,  ещё  не  умея  говорить,  уже  знают,  как  обращаться  телевизионным  пультом  и  компьютерной  мышью.  Старайтесь,  максимально  оградить  малыша  от  контакта  с  телевизором,  компьютером,  DVD – плеером.  Если  вы  вынуждены  проживать  с  ребёнком  в  одной  комнате,  не  злоупотребляйте  просмотром  телепередач,  пока  ваш  ребёнок  находится  дома  и  бодрствует.  Зависимость  от  «движущихся  картинок»  сильна  и  вырабатывается  очень  быстро.    Многие  взрослые,  придя  с  работы,  сразу  же  берутся  за  телевизионный  пульт  или,  наспех  поужинав,  спешат  засесть  за  компьютер,  вместо  того  чтобы  почитать  хорошую  книгу.  А  ведь  ребёнок  строит  свою  модель  поведения,  глядя  на  родителей.  Будет  нелегко  приучить  малыша  к  чтению,  если  он  видит,  что  никто  из  взрослых  членов  семьи  не  читает  книг.  Необходимо  также  помнить,  что  длительное  просиживание  у  телеэкрана  и  монитора  серьёзно  вредит  не  только  зрению,  но  и  здоровью  всего  организма.  А  если  учесть  ещё  низкий  культурный  уровень   и  негативную  смысловую  нагрузку  большинства  детских  компьютерных  игр  и  анимационных  сериалов,  характерной  чертой  которых  являются  насилие  и  агессия,  то  можно  утверждать,  что  страдает  не  только  физичкское,  но  и  психическое  здоровье  детей.    Мультфильмы  и  кинофильмы  советских  времён  часто  создавались  по  иотивам  народных  сказок,  классических  литературных  произведений  для  детей.  Родители  приобретают  малышу  большое  количество  дисков  с  записями  фильиов – сказок  на  литературной  основе  и  позволяют  неограниченно  их  смотреть,  надеясь,  что  ребёнок  захочеи   прочесть  эти  книжки.  Но  вероятнее  всего,  он  этого  не  захочет,  а  приобретёт  нежелательную  зависимость  от  телеэкрана.  Сначала  прочитайте  ребёнку  литературное  произведение,  а  потом  уже  покажите  ему  фильм  и  спектакль  по  его  мотивам,  чтобы  кгига  была  первична.  Предлагаю  список  рекомендуемой  литературы. 1. А.Барто  «Игрушки»  и  другие  короткие  стихотворения. 2.В.Бианки «Лис  и  мышонок».  3.В.Данько  «С  утра  до  вечера».  4.Л.Дерягина  «Баюшки – баю»,  игры,  песенки,  потешки.  5.Короткие  народные  сказки  в  вариантах  со  счастливым  концом  («Репка»,  «Курочка  Ряба»,  «Теремок»  и  др.).  6. В.Сутеев  «Циплёнок  и  утёнок»  и  другие  сказки  для  малышей.  7.К.Д.Ушинский  «Любимые  сказки  малышей».  8. К.Чуковский  «Цыплёнок».  9. О.Жукова  «Детские  песенки  и  потешки».                                                                                   Не  забывайте  поощрять  детей  за  желание  почитать  с  Вами  любимые  книжки  и  поиграть! Удачи  Вам  и  терпения!