кукла
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Баргузинский детский сад №1 «Берёзка»
Кратковременный проект
Приобщение детей к истокам народной культуры через историю тряпичной куклы.
Подготовила: Никитина М.Н.
Тип проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Продукт проектной деятельности: папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации, создание мини – музея «Тряпичная кукла»
Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели).
• Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения
Предполагаемые результаты работы:
- Повышение интереса к русской народной кукле
- Повышение познавательной активности детей
- Активизация словарного запаса детей
- Усиление ресурсного обеспечения группы
- Создание мини – музея «Тряпичная кукла»
- Альбом «Народная тряпичная кукла»
- Изготовление куклы для мини – музея
- Презентация
План реализации проекта.
I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы.
2.Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3.Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6.Анкетирование родителей «Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8.Подбор необходимого материала для практической деятельности
II этап:
Дни недели | Основной этап | Участники | Ответственные |
Сентябрь | 1) Беседа «История возникновения куклы». 2) Рисование «Моя народная тряпичная кукла». 3)Чтение сказки «Василиса Прекрасная». 4) Хороводная игра «Платок». 5) Консультация для родителей «Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей» | Дети, воспитатель, родители | Воспитатель |
Сентябрь | 1) Беседа «Виды кукол» 2) Дидактическая игра «Кто ты куколка моя» 3) НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями» 4) Пальчиковая гимнастика «Напёрсток». | Дети, воспитатель | Воспитатель |
Октябрь | 1) Беседа «Русская народная кукла» 2) Лепка «Сарафан для куклы» 3)Сюжетно – ролевая игра «Дочки матери» 4)Дидактическая игра «Узнай по описанию» | Дети, воспитатель | Воспитатель |
Октябрь | 1) Беседа «Знакомство с тряпичной куклой». 2) Просмотр иллюстраций и схем изготовления народной куклы. 3) Конструирование с детьми «Кукла закрутка». 4) Хороводная игра «Приехала купаленка». 5) изготовление «Календарь кукол». 6) Изготовления макета «Русская изба». | Дети, воспитатель Дети и родители. | Воспитатель |
Декабрь | 1) Презентация «Куклы, в которые играли наши бабушки» 2) Чтение сказки «Крупеничка». 3)Чтение сказки «Матушкина куколка». 4) Пальчиковая гимнастика «Не плач куколка моя». 5) Изготовление альбома «Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы» 6) чтение сказки «Василиса Премудрая» | Дети, воспитатель | Воспитатель |
Январь | 1) Беседа «Моя любимая игрушка». 2) Рисование «Моя обереговая кукла» 3) Чтение сказки «Десятиручка» 4) Дидактическая игра «Закончи узор». 5) Обрядовые куклы и их история. | Дети, воспитатель | Воспитатель |
Февраль | 1) Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле 2) Конструирование куклы «Зайчик на пальчик». 3) Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр | Дети, воспитатель, родители | Воспитатель |
Март | 1) Дидактическая игра «Народные промыслы» 2) Чтение стихов, потешек, загадок о куклах. 3) Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол». 4) Изготовление альбома «Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы» | Дети, воспитатель | Воспитатель |
Апрель | 1) Игры инсценировки с куклой (укладывание спать, кормление). 2) Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка». 3)Мастер - класс для родителей с детьми по изготовлению куклы «Кукла колокольчик». 4)Изготовление картотеки «Стихи о народной кукле» | Дети, воспитатель, родители | Воспитатель |
Май | 1) Завершение проекта: - создание в группе мини-музея «Народная тряпичная кукла»; - презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная»; - посещение музея детьми других групп. 2) Выставка семейных работ «Игрушка своими руками» (работа с родителями) | Дети, воспитатель, родители | Воспитатель |
III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта «Народная тряпичная кукла»
Заключение: занятия которые будут проводится позволят познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России и именно с маленького возраста прививать отношения и любовь к близкому, формировать отношения в семье (мама-дочь-бабушка, отец-сын-дедушка).
Мини-музей «Народная тряпичная кукла»
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления о музее;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают, по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Куклы на Руси служили не только игрушками, они играли роль оберегов. Для детей и взрослых, в древности куклы охраняли людей от болезней и злых духов. Считалось. Что наибольшей магической силой обладали куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань при изготовлении не резали, а рвали. Так кукол и называли –рванки. Часто у них не было не только лиц, но и рук, и ног.
Куклы-оберег. Ещё до рождения ребёнка делали куклу –«сонницу» которую клали в колыбельку. Чтобы малыш спал крепко и спокойно. До крещения младенца в люльку клали куклу-«пеленашку» в виде запеленутого ребёночка. Изготавливали её обычно из кусков старой одежды. После крещения куклу хранили в месте с крестильной рубахой ребёнка.
В северных регионах России была популярна кукла-«берестушка». Делали её из свёрнутой в трубочку бересты. Внутри вкладывали листок с защитной молитвой или заговором. «Берестушек» называли бабушкиными куклами. Поскольку обычно их дарили своим внукам родные бабушки.
На свадьбу дарили новобрачным кукол – «неразлучников», у мужской и женской фигурок была одна общая рука, символизирующая крепость брачного союза. Изготавливали её из трёх красных лоскутов одинакового размера. Куколки закрепляли на полотенце. Когда в молодой семье появлялся первенец «неразлучников» снимали с полотенца, которое потом использовали в хозяйстве. Самих же кукол отдавали играть ребёнку, либо просто хранили в доме.
Куклу «десятиручку» дарили на свадьбу невесте или женщине, недавно вышедшей замуж. По поверью куколка должна была помочь молодой хозяйке всё успевать, а также способствовала ладу в семейной жизни.
Оберегом всей семьи считалась кукла «крупеничка». Делали её после сбора урожая. Туловище кукролки представляло собой мешочек с зерном. Считалось, что такая кукла в доме приносит достаток и благополучие. Кроме того «крупеничка» символизировала плодородие, поэтому была популярна у женщин, которые хотели иметь детей.
На юге России бытовала традиция изготавливать обереги для жилища в виде кукол, которых звали «день и ночь». Изготавливать такую куклу было положено под Новый год из тканей тёмного и светлого тонов, символизирующих соответственно ночь и день. По утрам куклу поворачивали светлой стороной, а по вечерам-тёмной. Это нужно было для того, чтобы день и ночь прошли спокойно.
Кукла «веник» спасала от ссор и разлада в семье, в доме. Изготавливали её из травы, лыка или соломы, надевая на неё платочек и сарафанчик в соответствии с местными традициями.
А ещё делали двенадцать кукол, пеленали их как младенцев и скрепляли вместе, а потом помещали в укромном месте за печкой. Эти куклы звались «лихорадками». Считалось, что они защищают хозяев от болезней.
Кукла «коза» использовали в рождественских колядках. Кукла «крестей» ставили на Крещение у ведра с освещённой водой.
В Масленичную неделю за окно вывешивали куклу под названием «домашняя масленица». К Вербному воскресенью делали красноликих пасхальных кукол, которых принято было отдавать странникам и поломникам.
На Ивану Купалу, обряжали куклу «купавку», на руки которой вешали ленточки, обозначавшие девичьи желания. Затем ленты снимали и пускали плыть по реке. Считалось, что они не только способствуют исполнению желаний, но и забирают с собой все невзгоды.
При желании такими куклами могут играть и дети, и взрослые вместе с детьми.
Приложение 1.
Стихи о кукле.
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
* * *
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
* * *
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
* * *
Свою куклу я качаю, спать укладываю.
Чтобы кукла не скучала, байки складываю.
Потом песню пропою ей тихо, ласково
Да поправлю одеяльце ей атласное.
Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.
За окном на небе звёзды водят хоровод.
Нам с тобой не будет скучно до утра:
Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.
* * *
Кукла на улице снега наелась,
В дом пришла мокрая и не разделась,
Плачет, что горлышко сильно болит.
Надо нам куколку будет лечить.
Градусник ставим, положим в кроватку,
Сделаем теплый компресс ей из ватки,
Чаем напоим, таблетку дадим.
Скажем об этом игрушкам другим,
Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали
И по сугробам сырым не скакали.
* * *
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
* * *
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
* * *
Нет у куклы носа,
Растрепались косы.
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
«Баю-баю, баюшки», –
Песенку спою.
***
«Спи, моя красавица,
Спи, моя хорошая,
Будет тебе платьице –
Новое, в горошину!»
* * *
Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела, доводила до ума.
Только вечером попало мне от мамочки моей.
Я потратила на платье кучу новых простыней.
* * *
Ах вы, куклы, замарашки,
Где испачкали рубашки?
И чулочки, и носочки.
Как же вам не стыдно, дочки?
Снова целый день стирать,
Даже некогда играть!
* * *
Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)
* * *
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
* * *
Куколка любимая, я тебя люблю,
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю.
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай».
Приложение 2
Хороводные игры
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
Игра-хоровод «Платочек»
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя!
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
Игра-хоровод «Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок- покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Жмурки «Ваня» и «Маня».
Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.
Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.
Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.
«Жмурки»
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
– Где стоишь?
– На мосту.
– Что продаёшь?
– Квас.
– Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
«Сиди, Яша»
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют:
Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,
Орехи калёные, ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши:
Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!
Где твоя невеста и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.
Список литературы:
Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПб: «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.
Богданова И. “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб: «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.
Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст]: занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.
Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”. - Петрозаводск: Периодика, 2010.
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008. - 30 ноября
О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008. - 15 ноября
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru.- 2008. - 20 ноября
Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
Яковлева Л. “Куклы на все времена”.
Детская литература
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М.: АСТ, 1998. – С. 492
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.
Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
Электронные (интернет) ресурсы
Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
Славянская кукла: www.slavakukla.ru
Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
Славянские куклы: www.liveinternet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....