Фонематический слух и необходимость его развития
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Филь Ирина Александровна

презентация занятия по  развитию фонематического слуха у старших дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста Ирина Филь Учитель-логопед ГБДОУ 51 Василеостровского района

Слайд 2

Что такое фонематический слух Фонематический слух – способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Фонематическое восприятие - умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове. Звуковой анализ - определение порядка слов и звуков в слове; установление различительной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука.

Слайд 3

Зачем нужно развивать фонематический слух В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.

Слайд 4

Как развивается фонематический слух у нормотипичного ребенка При нормальном речевом развитии фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Фонематическое восприятие – первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ в более позднем возрасте. В период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Развитие фонематического восприятия начинается со слуховых дифференцировок далеких звуков: гласных – согласных. Далее, ребенок учится различать звонкие – глухие или мягки – твердые. Только при правильном, четком произношении, возможна однозначная связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению дефектов речи, тормозит усвоение письменной речи.

Слайд 5

Основные принципы развития фонематического слуха у дошкольников Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер. Игра , являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. большое значение должно отводиться формированию слухового внимания и памяти . На логопедических занятиях дошкольники должны научиться самоконтролю и самостоятельно исправлять речевые ошибки. занятия проводятся индивидуально и ( или) малыми подгруппами (2—3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятия от 10 до 20 минут Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно- рефлексивной

Слайд 6

Игры на развитие фонематического слуха Тишина Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц. Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

Слайд 7

«Поймай звук» Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Слайд 8

«Эхо» Групповая игра. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах. Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

Слайд 9

«Громко-тихо» Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.

Слайд 10

« Слоговой поезд» Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.

Слайд 11

«Путаница» Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом. Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным: Мы пришли кататься на большую Корку. На болоте много скользких Мочек. Иван построил новый Том.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи.

Что такое фонематичекий слух? Как  формируется в онтогенезе?...

Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие  фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...

консультация для родителей "О необходимости развития слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи

Консультация на тему:Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи     Фонематический слух, по определению Н.И. Жинкина, - это способность человека к анализу и син...

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

Фонематический слух и необходимость его развития.

В статье представлены игры для развития фонематического слуха....