Фонематический слух и необходимость его развития
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
презентация занятия по развитию фонематического слуха у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha_u_detey_starshego.pptx | 717.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое фонематический слух Фонематический слух – способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Фонематическое восприятие - умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове. Звуковой анализ - определение порядка слов и звуков в слове; установление различительной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука.
Зачем нужно развивать фонематический слух В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без фонематического слуха речевое общение невозможно. Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.
Как развивается фонематический слух у нормотипичного ребенка При нормальном речевом развитии фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Фонематическое восприятие – первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ в более позднем возрасте. В период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Развитие фонематического восприятия начинается со слуховых дифференцировок далеких звуков: гласных – согласных. Далее, ребенок учится различать звонкие – глухие или мягки – твердые. Только при правильном, четком произношении, возможна однозначная связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению дефектов речи, тормозит усвоение письменной речи.
Основные принципы развития фонематического слуха у дошкольников Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер. Игра , являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. большое значение должно отводиться формированию слухового внимания и памяти . На логопедических занятиях дошкольники должны научиться самоконтролю и самостоятельно исправлять речевые ошибки. занятия проводятся индивидуально и ( или) малыми подгруппами (2—3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятия от 10 до 20 минут Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно- рефлексивной
Игры на развитие фонематического слуха Тишина Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц. Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
«Поймай звук» Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
«Эхо» Групповая игра. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах. Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
«Громко-тихо» Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.
« Слоговой поезд» Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет — из 3-4.
«Путаница» Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом. Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным: Мы пришли кататься на большую Корку. На болоте много скользких Мочек. Иван построил новый Том.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи.
Что такое фонематичекий слух? Как формируется в онтогенезе?...
Необходимость развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Тема этой работы чрезвычайно актуальна в последнее время. Развитие фонематического слуха и речи вообще – одно из главных направлений в современной дошкольной педагогике. Мы не можем на сто...
консультация для родителей "О необходимости развития слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".
Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи
Консультация на тему:Фонематический слух как неотъемлемая часть развития речи Фонематический слух, по определению Н.И. Жинкина, - это способность человека к анализу и син...
«Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения в школе»
Развитие фонематического слуха....
Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»
У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...
Фонематический слух и необходимость его развития.
В статье представлены игры для развития фонематического слуха....