Игра, как форма развития связной речи у дошкольников
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)
Актуальность
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Цель: развитие речевой активности коммуникативных способностей через игровую деятельность.
Задачи:
1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
5.Пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.
6. Обогащение опыта по проблемной тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_forma_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Моркинский детский сад №1»
План работы по самообразованию
Игра, как форма развития связной речи
у дошкольников
Срок реализации программы 2021-2022 г.г.
Составитель программы:
Воспитатель: Павлова Татьяна Витальевна
" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно. через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий.
Игра- это искра, зажигающая пытливость и любознательность"
В.А Сухомлинский.
Актуальность
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.
Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Цель: развитие речевой активности коммуникативных способностей через игровую деятельность.
Задачи:
1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.
3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
5.Пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.
6. Обогащение опыта по проблемной тематике.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи.
Методы работы:
- словесные
-наглядные
- практические
-игровые
Принципы:
- принцип дифференцированного подхода
- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;
- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;
-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.
Перспективный план
Этапы работы | Направление работы |
1 этап Организационный | |
Сентябрь | 1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. 3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. |
2 этап Практический | |
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи «Испорченный телефон» «Светофор» «Повтори» «Поймай звук» «Поиграем в сказку» |
Ноябрь | Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). «Вершки-корешки» «Фрукты и овощи» «Новоселье» «В мире растений» |
Декабрь | Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы «Из каких фигур состоит?» |
Январь | Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи. «Живые слова» «Дополни предложение» «Размытое письмо» «Придумай предложение» «Доскажи словечко» |
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи». Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» «Где начало рассказа» «Кто больше заметит небылиц» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Отгадай-ка» |
Март | Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи». «Мишкины картинки» «Нарисуем портрет» «Магазин игрушек» «Выбери начало» «Составляем разные рассказы» «Сочиняем сказку» |
Апрель | Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи». «Когда можно и нужно звонить?» «Ведение диалога по телефону» «Передай письмо» «Волшебный ключ» |
Май | Дидактические игры «Фантазия» «Маша-растеряша» «Угадай, что я загадала» «Черное-белое» |
Работа с семьей
Сроки | Направления работы |
Сентябрь | Анкетирование родителей Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи" |
Ноябрь | Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми» Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье. |
Декабрь | Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи. Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях. |
Январь | Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется» |
Февраль | Консультация «Речь и весёлый мяч» Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме. |
Март | Консультация «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» |
Апрель | Выставка дидактических игр (своими руками) |
Май | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. |
Список литературы
1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:Школьная Пресса. 2013г
Интернет –ресурсы.
1. Нормативная база
http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации
edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"
http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)
http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)
http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни
http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"
"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...
Семинар – практикум для педагогов: Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников.
Семинар - практикум для педагогов: "Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников"...
Мастер - класс " Дидактическая игра " как средство развития связной речи дошкольника.
Мастер - класс....
Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"
Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"...
Сюжетно-ролевая игра - как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня
В данной работе представленны материалы сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать ст...
Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"
Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными методиками обучения пе...