Игра, как форма развития связной речи у дошкольников
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Актуальность 

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Цель: развитие речевой активности коммуникативных способностей через игровую деятельность.

Задачи:

1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».

2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

 

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

5.Пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.

6. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_forma_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Моркинский детский сад №1»

План работы по самообразованию

Игра, как форма развития связной речи

у дошкольников

Срок реализации программы 2021-2022 г.г.

Составитель программы:

Воспитатель: Павлова Татьяна Витальевна

" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно. через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий.

Игра- это искра, зажигающая пытливость и любознательность"

В.А Сухомлинский.


Актуальность 

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Цельразвитие речевой активности коммуникативных способностей через игровую деятельность.

Задачи:

1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».

2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

5.Пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.

6. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи.

Методы работы:

- словесные

-наглядные

- практические

-игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.

Перспективный план

Этапы работы

Направление работы

1 этап Организационный

Сентябрь

1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2 этап Практический

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон» «Светофор» «Повтори»

«Поймай звук» «Поиграем в сказку»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки» «Фрукты и овощи»

«Новоселье» «В мире растений»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

«Из каких фигур состоит?»

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова» «Дополни предложение»

«Размытое письмо» «Придумай предложение» «Доскажи словечко»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

«Где начало рассказа» «Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки» «Нарисуем портрет» «Магазин игрушек»

«Выбери начало» «Составляем разные рассказы» «Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?» «Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо» «Волшебный ключ»

Май

Дидактические игры

«Фантазия» «Маша-растеряша» «Угадай, что я загадала» «Черное-белое»

Работа с семьей

Сроки

Направления работы

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи"

Ноябрь

Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

Февраль

Консультация «Речь и весёлый мяч»

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Консультация «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Апрель

 Выставка дидактических игр (своими руками)

Май

Совместная деятельность родителей, педагога и детей.

Список литературы

1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

1. Нормативная база

http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.

Периодические издания:

1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

Семинар – практикум для педагогов: Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников.

Семинар - практикум для педагогов: "Дидактические игры, направленные на развитие связной речи дошкольников"...

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"

Опыт работы "Инновационные формы развития связной речи дошкольников"...

Сюжетно-ролевая игра - как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня

В данной работе представленны материалы сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать ст...

Семинар-практикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников"

Семинар-праткикум для педагогов "Пересказ как одна из форм развития связной речи дошкольников " состоит из двух частей:теоретическая -ознакомитесь с современными  методиками обучения пе...