Консультация для воспитателей «Золотой ключик» творческого мышления
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Богданова Татьяна Юрьевна

Ввести же ребенка в мир молекул,
помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким -
либо явлением, можно через игровой прием
ММЧ (методики маленьких
человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких
человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.

Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы
веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них,
способствует развитию логического мышления, внимания,
наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_klyuchik_tvorcheskogo_myshleniya.docx276.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Золотой ключик»

Творческого мышления

Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольников является
формирование элементарной системы знаний об окружающем, которая
предполагает познание определенных закономерностей развития систем.
Помочь ребенку понять сущность физических явлений, происходящих в
неживой природе, с научной точки зрения - непросто, используя такие
методы как наблюдение, анализ, выводы. Эти методы не дают понимания
внутренних, существенных связей и отношений, не раскрывают глубинный
смысл рассматриваемых процессов. Ввести же ребенка в мир молекул,
помочь проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи с каким -
либо явлением, можно через игровой прием ММЧ (методики маленьких
человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких
человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.

Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы
веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них,
способствует развитию логического мышления, внимания,
наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Схема ознакомления с явлениями неживой природы на основе ММЧ
включает в себя постанову проблемы, наблюдения, опыты, решение
проблемных задач и организацию практической деятельности, проводимой
совместно со взрослым. Подобная организация способствует не только
получению новых знаний, но и развитию любознательности,
сообразительности, логического мышления. Возможность высказать свои
суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже
допуская ошибку. Все это формирует активную личность, способную к
самостоятельному добыванию знаний, конструированию способов
умственной деятельности.

Работа в этом направлении предполагала решение следующего ряда задач:

  1. расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в жидком состоянии, ее признаках и свойствах, значении для живых существ, о мерах по охране ее чистоты и экономному использованию;
  1. знакомство со свойствами твердых тел, с приемами обследования всеми органами чувств; понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры;
  1. систематизация знаний о свойствах воздуха; овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ;

уточнение представлений о трех состояниях воды, причинах перехода одного в другое; понимание круговорота воды в природе.

Целью данной исследовательской работы было создание системы занятий, на базе которых у детей формировалось представление о сущности процессов в явлениях неживой природы.

ИГРЫ

  1. Давай поменяемся”.

Цель: учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.

Ход:

Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.

Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.

РЗ: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.

Затем идет обмен: лед неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твердым. Когда это бывает?

  1. Теремок”.

Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям систем, закрепление алгоритма системного мышления.

Ход:

  1. вариант: ребенок находит похожести по функции, сходства систем, подсистем.
  1. вариант: ребенок находит отличие и говорит:

Р.: Тук - тук, я камень. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

В.: пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.

Р.: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а вода - из жидких. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, речка журчит, а камень звук не издает.

  1. ’Где живет?”

Цель: учить выявлять надсистемные связи.

Ход: '

В.: где живут жидкие человечки?

Д.: В стакане с водой, в аквариуме, в луже, ...

В.: где живут газообразные человечки?

Д.: В воздухе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом, ...

В.: где одновременно живут и твердые, и жидкие человечки? Д.: В арбузе, в чайнике, ...

  1. "Чем был - чем стал”.

Цель: учить определять линию развития объекта.

Ход:

В.: Дождь.

Д.: Вода впиталась в землю, часть испарилась; жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.

В.: Снег.

Д.: от тепла растаял, превратился в воду.

В.: Пар.

Д.: охладился, стал водой, снегом, инеем.

  1. ’’Мои друзья”.

Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.

Ход: воспитатель предлагает рассмотреть системы и ответить на вопросы:

  • то, что может превращаться из жидкого состояния в твердое (вода, яйцо);
  • то, что может превращаться в газообразное состояние (лед, вода);
  • то, что может отталкиваться друг от друга (вода и зонт);
  • то, что умеет взаимодействовать между собой (вода и сахар, вода и соль).

  1. Что умеет делать”.

Цель: формировать умение выявлять функции объектов.

Ход: детям предлагается рассмотреть явления и назвать функцию:

  • ветер - переносит семена, охлаждает в жару, сгоняет тучи и т.д.;
  • лед -охлаждает продукты, больное место; создает защитный слой на реке;
  • снег - спасает растения от замерзания;
  • дождь - капает, льет как из ведра, создает тучи, насыщает землю влагой, которая нужна растениям, очищает воздух, моет дороги, моросит.
  1. "Твердое - жидкое”.

Цель: закрепить знания о переходе веществ из твердого состояния в жидкое.

Ход: дети называют вещества, которые из твердых превращаются в жидкие при нагревании (лед, снег, масло, мороженое, шоколад).

  1. "Город маленьких человечков”.

Цель: закрепить знания детей о твердых, жидких, газообразных состояниях; учить давать им характеристику.

Ход:

  1. вариант.

Дети проходят в ворота Города твердых человечков, называя себя (дерево, металл, песчинка, стекло и т.д.).

В.: Какие вы?

Д.: Мы сильные, дружные, крепкие, держим форму.

  1. вариант.

На пути в Город жидких человечков дети называют жидкие вещества, и проходят в ворота (вода, молоко, сок, нефть). Воспитатель спрашивает, хорошо ли им в городе, что они любят делать (течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться).

  1. вариант.

Мы оказались у ворот в Город самых веселых газообразных человечков (облачко, запах, дым, пар).

В.: как вам живется?

Д.: Мы не любим сидеть на месте, любим движение.

9. ’’РОДНЯ’’.

Цель: научить детей определять родственников по какому - либо признаку вещества и предмета.

Материал: набор моделей МЧ.

Ход: детям предлагается найти родню какому - либо веществу; это может быть вещественный признак, то есть все жидкие вещества.

ю. Теремок’’.

Цель: научить детей свободно ориентироваться в моделях человечков твердого, жидкого и газообразного веществ.

Материал: модели МЧ.

Ход: у каждого ребенка модели МЧ. Эти человечки живут в теремке за закрытыми окнами и появляются в окошке только тогда, когда слышат название вещества, в котором есть их братья.

  1. ’’Веселый мяч’’.

Цель: закрепить умение детей ориентироваться в твердых, жидких, газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят.

Ход:

  1. вариант.

Дети сидят полукругом. Мяч находится у ведущего. Он бросает мяч в руки ребенку и предлагает вернуть его, предварительно назвав твердое, жидкое, газообразное вещество.

  1. вариант.

Ведущий предлагает назвать вещество, в котором живут человечки, изображенные на доске.

  1. ’’Облачко’’.

Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.

Ход: Дети изображают воды в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх. Высоко в небе они встречаются, получается облако.

  1. ’’Цветные льдинки”.

Цель: знакомство с явлением диффузии. Ход:

1 вариант.

Часть детей изображает человечков льда, другая часть - человечков краски, которые пытаются пройти внутрь, но человечки льда крепко держатся за руки, не пропускают их.

2 вариант.

Часть детей изображает человечков воды, другая часть - человечков краски, так как равнодушные человечки не держатся за руки, между ними легко пройти. Человечки перемешиваются, растворяются человечки краски, получается цветная вода.

  1. вариант.

Дети изображают равнодушных цветных человечков, появляются холодные бегущие человечки воздуха. Равнодушные человечки замерзают, берутся за руки, из равнодушных превращаются в дружных - получаются цветные льдинки.

14 Лужица и мороз”.

Цель: показать переход воды из жидкого состояния в твердое.

Ход: дети изображают равнодушных человечков воды (лужицы). Появляются бегущие человечки холодного воздуха. Равнодушные человечки объединяются друг с другом, пытаются согреться, но бегущие подходят все ближе и ближе, и вскоре все равнодушные превращаются в дружных. Получается лед.

Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Ход: дети изображают равнодушных человечков. Солнышко ярко светит и нагревает их, они начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в равнодушных и поднимаются вверх.

16. Солнышко и льдинка”.

Цель: показать переход воды из твердого состояния в жидкое.

Ход: дети изображают ледяных человечков, крепко взявшись за руки. Солнышко нагревает льдинку, появляются красные бегущие человечки, подбегают ближе и растапливают ее. Дружные человечки опускают руки и превращаются в равнодушных.

17. ’’Город смешанных человечков”

Цель: закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.

Ход: дети объединяются в пары, тройки, моделируют вещества.

Твердое - жидкое: вода в стакане, лед в воде, аквариум.

Газообразное - жидкое: лимонад, минеральная вода.

Твердое - газообразное: воздушный шарик, мячик, игрушка резиновая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Творческое и психическое развитие ребенка»

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен...

Консультация для воспитателей "Формирование наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития".

В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.В среднем дошкольном возрасте у ребенка ведущей формой...

консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"

Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения  мышления....

Консультация для воспитателей: «Развитие наглядно-образного мышления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»

В 6—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение....

Консультация для воспитателей «Головоломки развивают логическое мышление. "Колумбово яйцо"

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мы...

Консультация для воспитателей "Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения"

В данном материале говорится о развитии наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения. Работа в данном направлении проходит в три этапа....