Оздоровительная технология, направленная на развитие речевого аппарата в раннем возрасте
занимательные факты по развитию речи
Создание условий для развития детей раннего возраста на основе оздоровительных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_3_pedsovet_rech.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Старший воспитатель Заведующий
МАДОУ детского сада №3 «Светлячок» МАДОУ детского сада №3 «Светлячок»
Г.А.Ахмерова Ф.З.Даринбаева
Консультация для педагогов
Тема: « Оздоровительная технология, направленная на развитие речевого аппарата в раннем возрасте»
(в рамках педагогического совета №3 от 01.03.2022г.)
Подготовила воспитатель:
Фаррахова А.Л.
Учалы – 2022г.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста на основе оздоровительных технологий. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. В работе по развитию речи можно использовать такие здоровьесберегающие методы, как: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, Су -Джок -терапия, кинезиологические упражнения.
Здоровьесберегающие технологии :
Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе занятия.
Дыхательные упражнения в игровой форме развивают ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма. Развитие речевого дыхания играет большую роль в развитии правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю.
( это различные упражнения на поддувание с пособиями: «Сдуй снежинку», «Сдуй бабочку», «Подуй на колокольчик»
Артикуляционная гимнастика
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык, ему необходимо через зрительное восприятие обрести навык автоматизма артикуляционной позы, постоянно упражняясь.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.
Различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.
«Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше), затем спрятать. Повторить несколько раз. «Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук»), малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается. «Воображули». Взрослый и малыш перед зеркалом начинают гримасничать — широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губы, показывать язык и т.д.
Пальчиковые игры и упражнения
Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
• Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
• Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем!
(нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)
Пироги мы испечем!
(нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Игры с прищепками - бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.
Су-джок терапия:
осуществляет благоприятное воздействие на весь организм;
стимулирует речевые зоны коры головного мозга; развиваеткоординацию движений и мелкую моторику;
развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. Использование су–джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с пальчиковыми играми, самомассаж с упражнениями в стихотворной форме:
с кольцом су-джок например:
«Фрукты».
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит. «Ну – кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
с мячом су-джок например:
«Колючий ежик»
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Тестопластика.
является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Лепка каких-либо изделий из соленого теста.
Пескотерапия - один из методов лечения искусством, Игры в песке развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Логоритмика для малышей – это комплекс упражнений, куда входят определ нные звуки, слова, музыка, ритм и движения например:
Совушка-сова (Поворот туловища)
Большая голова (Поднять руки вверх)
На суку сидит (Присесть)
Во все стороны глядит, (Повороты головы)
Да вдруг как полетит. (Бег со взмахами руками)
Акватерапия - это физическое развитие ребёнка (мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, обладает терапевтическим эффектом. Вода – хороший антидепрессант, игры с ней дают сильную эмоциональную и психологическую разрядку даже самым маленьким.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.
- Двигательные упражнения.
Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Ребёнок повторяет 8–10 раз. Выполнение руками сначала поочерёдно, затем совместно.
Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлении. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. 8–10 повторений.
Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8–10 повторений.
Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций с ускоряющимся темпом.
Выстроенная системная работа с применением здоровьесберегающих технологий способствует использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются эффективными средствами работы, оптимизирующие процесс развития речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...
картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
Картотека речевых игр,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста...
Картотека игр направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста.
Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Недостатки произношения отягощают э...
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
Подборка полезных игр для детей раннего возраста, учим детей разговаривать....
Картотека игр, направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста
Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и ...