«Новый год стучится в двери»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богданова Татьяна Юрьевна

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Поэтому применение технологии ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач), которая формирует успешность в ребенке, актуально и педагогически целесообразно. Так как технология ТРИЗ позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №113»

Заводского района города Саратова

КОНСПЕКТ  

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ОСНОВЕ ТРИЗ

в подготовительной логопедической группе

«Новый год стучится в двери»

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Богданова Татьяна Юрьевна

Цель: развитие речевой активности детей.

Задачи:

1. Продолжать учить самостоятельно получать информацию о загадочном объекте; упражнять в умении задавать поисковые вопросы.

2. Систематизировать знания детей о строении веществ неживой природы на основе моделирования маленькими человечками (ММЧ).

3. Продолжать учить решать проблемные ситуации. Развивать гибкость мышления, поисковую активность, упражнять в словотворчестве.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание.

Оборудование:

письма желаний, слайды: изображение снеговика, изображение Снежной Королевы, Снеговик с вездеходолетом, Дед Мороз с посохом.

Модели маленьких человечков, изображающих твердое, жидкое, газообразное состоянии различных веществ (ММЧ);

слоговые карточки;

макет вездеходолета;

твердый шарик;

почтовый ящик;

магнитофонная запись голоса Снеговика, запись «Шумовых зарисовок»;

картины с изображением поляны (белка в зимнем наряде на одном дереве, сова на другом; медведь; медведь в берлоге, белка в дупле).

ММЧ – угощение для Снежной Королевы.

Предшествующая работа:

игры по методике ТРИЗ;

моделирование маленькими человечками;

чтение сказки «Снежная Королева» Г. Х. Андерсена.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Дети стоят в кругу на ковре. Стулья стоят полукругом перед экраном мультимедиа.

ПСИХОГИМНАСТИКА: «Подари свою улыбку».

Дети садятся.

Все вы написали письма желаний Деду Морозу. Сейчас мы их опустим в волшебный почтовый ящик. (Оглядывается по сторонам). Что-то я его не вижу, а вы? Странно! (На экране или доске появляется изображение снеговика, включается магнитофонная запись с «его голосом».)

«Здравствуйте, ребята, это я – снеговик. Случилась беда – пропал волшебный посох Деда Мороза! Если он не найдется, волшебная сказка не начнется. Не получат дети подарков и праздничной елочки яркой. Я весь лес обошел, нигде посох не нашел. Вот такая случилась напасть. Куда мог посох пропасть? А потом нашел посланье. В нем, не знаем от кого, сложнейшие заданья. Нам не справиться самим. К вам за помощью спешим. За посохом помчусь хоть на край света. Вы только найдите ответы. Вы справитесь, мы верим я, Дед Мороз, Снегурочка и лесные звери».

«Как получить посланье?» «Оно у вас уже лежит, нужно лишь вниманье». Воспитатель находит и открывает конверт, читает.

ЗАДАНИЕ 1. «Посох ищите? А зря! Этот посох у меня. Догадайтесь для начала, кто не хочет карнавала?

ИГРА «ДА – НЕТ». ЦЕЛЬ: освоение приемов «сужения поля» поиска какого-либо объекта по выясненным признакам; объединение полученной информации в понятие; овладение умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащать речевую практику.

«Я, кажется, догадалась, кто похитил посох. Некто был особенный и из-за этого часто злился и вредничал. Принимаются вопросы:

1. «В какое время года происходили события сказки?»

2. «Как персонаж появился?» (сделан людьми, создан природой, можно ли встретить на самом деле).

3. Вопросы о признаках героя (какой формы, имеются ли части тела, из чего сделан, чего боится, черты характера и т. д.).

Дети отгадывают. На экране появляется изображение персонажа – Снежная Королева.

ПСИХОГИМНАСТИКА: «Вместе мы – сила».

На экране или доске выставляются изображения «маленьких человечков», обозначающих твердое, жидкое и газообразное состояние различных веществ.

ЗАДАНИЕ 2. «Это – все мои друзья. Без них бы не было меня, не было природы, даже не было б погоды, ни предметов, ни борщей, то есть - ничего вообще! Одного из них я опасаюсь, но никогда ему я в этом не признаюсь».

Дети, а вы этих гостей узнали? Кто они? Дети: «Это мельчайшие «частицы», из которых состоит наш мир». Каким «человечком» можно обозначить явление неживой природы: скалу, лед, камень?» Почему ты так считаешь? (Далее: реки, дождь, озера; ветер, облака, воздух). А в рукотворном мире? (Стакан, тарелка; сок, молоко). Как вы думаете, кого же из этих «человечков» опасается Снежная Королева? «Газообразного». Почему? Когда он «становится» горячим паром, она боится растаять.

ИГРА МОДЕЛИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ (ММЧ): «Угощение для Снежной Королевы».

ЦЕЛЬ: продолжать учить детей моделировать вещества (твердые, жидкие, газообразные) и явления, происходящие с ними; определять и отражать в речи условия, при которых происходят данные явления.

Воспитатель показывает картинки моделей из маленьких человечков: «чашка с горячим напитком», «тарелка с горячим супом», «чашка с холодным напитком», «стакан с газированной водой», «мороженое». Как вы думаете, каким из этих блюд можно угостить Снежную Королеву? Ребенок должен обязательно аргументировать свой ответ.

ФИЗМИНУТКА. Звучат музыкальные «зарисовки»: шум дождя, звуки бегущего ручья, льющейся в стакан воды, стук твердых предметов, свист ветра. Дети, согласно музыке, изображают твердые, жидкие, газообразные вещества.

ЗАДАНИЕ 3. НА ДОСКЕ ТРИ КАРТИНКИ: 1. Олень; 2. Тюлень, полярная сова 3. Белый медведь, полярная сова.

«Посмотрите на эти полянки около моего замка. На одной из них посох лежит, страшный ВАМЕД его сторожит».

ИГРА «СКРЕЩИВАНИЕ».

ЦЕЛЬ: УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В СЛОВОТВОРЧЕСТВЕ (ПРИДУМЫВАНИИ НОВЫХ СЛОВ) ПУТЕМ ПЕРЕСТАНОВКИ СЛОГОВ В ДВУХ СЛОВАХ.

Как вы думаете, на какой поляне живет ВАМЕД? Слушаю рассуждения детей, оцениваю их. После нахождения нужной поляны (медведь и сова, спрашиваю: «А как по-другому может называться животное, живущее на этой поляне?» Если дети затрудняются с ответом, выставляю карточки со слогами (МЕДСО, СОМЕД, СОВЕДЬ, ВЕДСО, ВЕДЬВА, МЕДВА).

Молодцы! Нашли посох. Изображение Снежной Королевы исчезает с экрана мультимедиа. Появляется картинка с изображением снеговика.

Снеговик, собирайся, в путь-дорогу отправляйся. А мы пока отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Слова Действия детей

На лошадке ехали,

До угла доехали. руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки; пружинистое движение ног

Сели на машину,

Налили мы бензину. имитируют заправку машины

На машине ехали имитируют вождение машины

До реки доехали. волнообразные движения руками

Трр. - стоп, разворот притопывают, разворачиваются

На реке пароход. «смотрят в бинокль»

Пароходом ехали,

До горы доехали. показывают руками «гору»

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет. качают головой из стороны в сторону

Самолет летит,

В нем мотор гудит раздвигают руки в стороны

У – У – У – У

Я лечу, лечу. имитация полета самолета

Дети садятся. Воспитатель смотрит на экран и говорит, обращаясь к снеговику: «А почему ты еще не уехал?» Обращаясь к детям: «Мы и не подумали, а на чем же поедет наш снеговик? Вы сами видели, какие около замка горы, льдины, снежные равнины. ДЕТИ: «А ВЕЗДЕХОДОЛЕТ?» Достаю макет ВЕЗДЕХОДОЛЕТА. Точно! Ой, ребята! Когда мы его с вами изобрели, мы же не знали, что на нем поедет снеговик.

ПРОТИВОРЕЧИЕ,

НАХОЖДЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА (ИКТ)

ЦЕЛЬ: формировать чувствительность к противоречиям, возникающих при предъявлении к объекту двух противоположных требований; учить делать предположения, выдвигать гипотезы; находить идеальный конечный результат.

Есть проблема: в кабине должно быть холодно, чтобы снеговик не растаял. И не должно быть холодно, чтобы прибор, показывающий количество бензина в баке, не замерз, иначе он будет работать неточно или совсем сломается. Представляете, что может произойти, если бензин закончится? Взлетит наш ВЕЗДЕХОДОЛЕТ, чтобы перелететь через пропасть, а бензин-то и закончится. Беда случится. Давайте подумаем, как снеговику узнать, что пора налить бензин в бак из запасных канистр?

Выслушиваю ответы детей. Подвожу их к тому, что бензин сам должен «сказать», что он заканчивается. Находим ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Картинка снеговика исчезает с экрана. «Давайте и мы с вами поможем снеговику поскорее привезти волшебный посох».

Дети встают в круг, обнимают друг друга за плечи, немного наклоняясь к центру круга. Двигаясь по кругу, говорят волшебные слова:

«ВЕЗДЕХОДОЛЕТ движется вперед,

Снеговик его ведет,

Он нам посох привезет.

Новый год у ворот –

Детвора подарков ждет!»

С последними словами останавливаются и поднимают руки вверх.

Воспитатель: «Смотрите!» (На экране изображение Деда Мороза с посохом. Под экраном почтовый ящик для писем желаний). Ну, вот, ребята, теперь мы можем опустить свои письма в этот волшебный ящик. А Дед Мороз обязательно исполнит все ваши новогодние желания.

Дети опускают свои письма и уходят из зала.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее оформление групповой комнаты "Новый год стучиться в двери"

Новогоднее оформление групповой комнаты "Новый год стучиться в двери" (по сказке "Госпожа Метелица")...

«Новый год стучится в двери…» (Поделки своими руками)

Презентация для родителей и сотрудников....

Новогодний утренник "Новый Год стучится в двери"

Новогодний утренник в старшей группе детского сада...

Творческий проект "Новый год стучится в двери"

Характеристика проекта Тема:  время года  -  зимаВид:  творческий проектПродолжительность:  1 месяц (декабрь 2015г.)Участники: дети первой младшей группы, родители, воспи...

Консультация для родителей «Новый год стучится в двери, здравствуй Дедушка Мороз»

         Перед каждым родителем возникает вопрос: стоит ли рассказывать ребенку о том, что добрый дедушка с бородой и мешком подарков - это переодетый артист? А может б...

Новогодний праздник «Новый год стучится в дверь»

Фонарик.Сказочный Фонарик я!В детский сад пришел не зря.Все елки нами украшают,Гирлянды празднично сияют.Мы на проспектах и: в домах,На улицах и площадях.Сколько нас? Не сосчитать...Мы вышли елки укра...

Буклет - памятка для родителей "Новый год стучится в дверь – открывай ему скорей!" (для родителей)

Рекомендации для родителей по тематической недели "Новый год стучится в дверь - открывай ему скорей!"...