Лексическая тема "Театр. Этикет в театре"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Балышева Анастасия Геннадьевна

Театр – это прекрасно, интересно и полезно! Каждый человек должен хотя бы раз в жизни побывать в театре, увидеть настоящий спектакль. Давайте воспитаем у детей любовь к особому виду искусства, а также расскажем о культуре поведения в театре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_teatr.docx971.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Театр. Этикет в театре»

 Родителям рекомендуется: посетить театр вместе с ребенком и познакомить его профессиями театра, названиями помещений театра, культурой поведения в театре. Изображение выглядит как текст, шиферная плитка, векторная графика  Автоматически созданное описание

Лексический материал: театр, представление, спектакль, шутка, репертуар, афиша, сцена, гардероб, прожектор, декорация, ширма, бутафория, грим, театральная программка, костюм, театральный звонок, зрительный зал, софиты/прожектор, занавес, партер, амфитеатр, буфет, театральный бинокль, театральный занавес, оркестровая яма, премьера, антракт, аплодисменты, зритель, кукловод, режиссёр, актер, актриса, гардеробщица, гардеробщик, кассир, билетер, костюмер, гример, капельдинер, художник-декоратор, театрал, бутафор, звукооператор, суфлер, дирижер; руководить, смешить, прыгать, ловить, прятать, показывать; ловкий, смелый, гибкий, сильный, смешной.

Расскажите детям о театре

Представление в театре называется спектаклем или театральной постановкой. Для привлечения людей в театр, расклеиваются афиши. Афиша – это реклама спектакля. Чтобы стать зрителем и попасть в театр необходимо приобрести билет на спектакль. Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер.

В театре верхнюю одежду сдают гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей –гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, по которому получают одежду после спектакля.

В театральной программке указано краткое описание действия спектакля, действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Такую программку можно приобрести у театрального служащего, капельдинера.

Итак, спектакль скоро начнется, и нам пора отправляться в зрительный зал. Слышите театральный звонок?  Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.

А пока не позвенел третий звонок, нужно занять места в зрительном зале. Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Пока спектакль не начался, сцена закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса.

Когда начнется спектакль, эта освещение в зале погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Многие спектакли в театрах сопровождаются оркестровой музыкой. Музыканты оркестра располагаются в оркестровой яме – специальном помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

• Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

• Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".

• Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене –режиссер.

• Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

• Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Если спектакль идет на сцене первый раз, то это называют премьерой этого спектакля.

Перерыв между действиями (частями) спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также рассмотреть оформление фойе.

Театральный этикет

Посещение театра - маленький праздник. Чтобы не испортить его ни себе, ни другим, нужно соблюдать некоторые несложные правила:

Давайте рассмотрим картинку и сформулируем основные правила поведения в театре:

- приходить в нарядной и опрятной одежде;

- с собой обязательно нужно взять билет на спектакль;

- приезжайте в театр заранее, чтобы успеть, не спеша раздеться в гардеробе,

поправить прическу и занять свои места.

-можно воспользоваться помощью билетера, который покажет место в зале. Проходить на свое место стоит спиной к сцене, лицом, к сидящим зрителям;

- при желании приобретаем программку спектакля;

- после третьего звонка вход в зал запрещен;

- в буфете можно попить и поесть;

- в зале не едим и не кричим, во время спектакля не разговаривайте даже шепотом. Соблюдайте тишину – главное правило во время просмотра спектакля;

- представление понравилось – поблагодарите актеров аплодисментами;

- спокойно идем в гардероб и по номерку берем свою одежду. Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду

Игра «Разрешается – запрещается»

  • Внимательно смотреть на сцену?
  • Петь песни?
  • Переживать за героев молча?
  • Вставать в полный рост во время спектакля?
  • Вставать на сидения ногами?
  • Хлопать в ладоши (аплодировать?
  • Уходить до окончания спектакля?
  • Бегом толкаясь, бежать в гардероб?
  • Громко смеяться и разговаривать?
  • Рассматривать зрителей в бинокль?
  • Проходить к своему месту лицом, к сидящим?
  • Сидеть в головном уборе?
  • Шуршать фантиками?
  • Хрустеть печеньем в такт музыке?
  • Вертеться во время спектакля?
  • Громко аплодировать?
  • Занимать очередь в буфете, не дожидаясь антракта?
  • Опаздывать?
  • Громко чихать, кашлять, сморкаться?
  • Дарить цветы актерам?

Лексико-грамматические игры и упражнения:

  1. Развитие внимания и фонематического слуха «Послушай загадку и назови отгадку»

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - …(сцена)

Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…(аплодисменты)

Всеми он руководит,

Мыслит, бегает, кричит!

Он актеров вдохновляет,

Всем спектаклем управляет,

Как оркестром дирижер,

Но зовется — …(режиссер)

Чтоб смотрелось представление интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие…(декорации)

Куклу на руку надел,

Замяукал, песню спел,

Поменял перчатку -

Шут сплясал вприсядку!

Кто куклу за собой ведет? -

Ведет по сцене... (кукловод)

И актрисе, и актеру,

(Будь обычный он, иль мим)

Очень внешность изменяет

Макияж искусный – …(грим)

Чтобы сцену освещать

Правильно, отменно –

Осветительный прибор

Нужен непременно:

Чтоб прошло все на «Ура!»,

Свет дают …(прожектор)

Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, —

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии — ...(актер)

Кто любитель представлений,

Просмотрел их тьму, немало,

Кто театра почитатель –

Тот зовется…(театралом)

Изображение выглядит как коллекция картинок, векторная графика  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как вычерчивание линий  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как экран  Автоматически созданное описание

2."Кто что делает в театре?" Актриса играет роль в спектакле. Билетер проверяет билеты. Гример накладывает грим актерам. Портной шьёт костюмы. Режиссер ставит спектакль. Сценарист/автор пишет пьесу. Дирижер руководит оркестром. Звукооператор подбирает музыку. Кукловод руководит куклами. Художник-декоратор оформляет сцену. Бутафор изготавливает бутафорские предметы спектакля. И т.д.

3. «Составить рассказ» по алгоритму о профессии театра.

Используй алгоритм для рассказа:

- Название профессии

- Место работы

- Материал для труда

- Фирменная одежда

- Орудия труда

- Трудовые действия

- Личностные качества

- Результат труда

- Польза труда для общества

4. "Назови правильно".  Образовать слова - женские профессии.

Актер – актриса, билетер-билетерша, кассир-кассирша, контролер-контролёрша, буфетчик-буфетчица, гример-гримерша, костюмер-костюмерша, уборщик-уборщица, охранник-охранница.

Необходимо запомнить, что некоторые названия профессий не изменяются: режиссер, сценарист, автор и т.д.

5. «Что может быть театральным?». Составить как можно больше словосочетаний со словом «театральный».

Театральная сцена, касса, программка, музыка, афиша, постановка.

Театральная студия, неделя, кукла, поза критика.

Театральный грим, зал, занавес, бинокль, билет, костюм.

Театральныйрежиссер, этикет, сезон, музей, кружок, жанр.

Театральное…искусство, представление, действие, оборудование, училище.

6. «Жадный Карабас-Барабас».  Употребление существительных с местоимениями «мой», «моя», «моё», «мои».

Жадный Карабас -Барабас руководит театром кукол, послушай, как он говорит.

Пример: «Это мой театр…» (моя- Мальвина, сцена, марионетка, кукла, мой-театр, Буратино, пёс Артемон, Пьеро, актер, шатёр, занавес, билет, буфет, гонорар, моё-кресло, мои-актеры, куклы, марионетки, костюмы, деньги), можно продолжить игру с другими словами.

7. Выучить физкультминутку "Буратино":

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) 

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки)           

8. «Один-много». Один актер- много актеров. Один режиссер - много режиссеров. Один софит - много софитов и т.д. (см. лексический материал выше).

9. «Скажи правильно «маленькие» слова». Закрепление в речи предлогов «В», «НА».  

Спектакль показывают … театре.

Актеры играют …сцене.

Грим накладывают…лицо.

Режиссер работает …театре.

Верхнюю одежду сдают …гардероб.

Афиша висит…здании театра.

Софиты светят…сцену.

Зрителей просят пройти…зал.

Зритель сидит…кресле.

9. Повторение цепочек однокоренных слов: театр-театрал-театральный; актер-актерский;  бутафория – бутафор-бутафорский; зритель-зрительный; костюм-костюмер-костюмная (ткань); музыка-музыкант-музыкальный; кукла-кукловод-кукольный;  и т.д.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Правила этикета в театре

Правило поведения в театре...

Дистанционные задания по лексической теме"Этикет" Третья неделя января Старший дошкольный возраст.

Дистанционные задания по лексической теме"Этикет". Третья неделя января .Старший дошкольный возраст. Включает в себя многообразные развивающие задания по теме....

Дистанционные задания по лексической теме"Этикет" Вторая неделя января Старший дошкольный возраст.

Дистанционные задания по лексической теме"Этикет". Вторая неделя января .Старший дошкольный возраст. Включает в себя многообразные развивающие задания по теме....

Конспект проведения театрализованной игры-драматизации по мотивам сказки «Курочка Ряба» «Правила этикета в театре»

Цель: овладение детьми речевыми средствами общения и развитие их творческих способностей.Задачи:-развитие разговорной речи с использованием литературных текстов;-развитие индивидуальных способностей д...

Лексическая тема «Театр. Этикет в театре» ( 29.03.2024)

Рекомендации для родителей по лексической теме "Театр. Этикет в театре"...