Методическая разработка Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС
материал по развитию речи

   Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС

 

 РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ.  Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Проблема развития речи является одной из актуальных. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС

 РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ.  Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Проблема развития речи является одной из актуальных. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. 

Согласно ФГС дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

 • владение речью как средством общения и культуры;

 • обогащение активного словаря;

 • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 • развитие речевого творчества

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

В своей работе я использую следующие методы речевого развития

 Наглядные ( наблюдение и его разновидности(наблюдение в природе, экскурсии) рассматривание игрушек и картин,

 Словесные ( чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание из личного опыта)

 Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения,  хороводные игры)

Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитатель должен сам владеть правильной речью. Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро.

Работа по развитию речи начинается с первых шагов ребёнка в группу.

Уже при встрече детей вступаю с ним в беседу,  о том, как провели выходные , что нового узнали, с каким настроением пришли в детский сад. На протяжении всего дня, во время всех режимных моментов, кроме дневного сна и приёма пищи побуждаю детей к активной речи

Развитию речи способствуют и игры, они всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.  Любимые игры в нашей группе «Больница» «Парикмахерская» «Семья» .Очень интересны детям игры со словами «Маланья» «Водяной» «Рыжая корова» 

В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ дид.игры : скажи «Времена года» «Скажи наоборот»

«Составь слово», подборка упражнений по речевому развитию и др.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

 В нашей группе имеются

*выносной уголок для театрализации;

*оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

*игры для сенсорно-моторного развития;

*книжный уголок.

                        Развитие речи  на занятиях  проходит через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин. К сожалению дети испытывают большие трудности по данному разделу. Иногда это возникает из-за отсутствия в наличии данных материалов. В следующем году в планах моей работы апробация метода мнемотаблиц для успешного обучения детей составления рассказов  

Почти каждое занятие по речевому развитию начинается с артикуляционной гимнастики, в группе имеется картотека артикуляционной гимнастики, детям очень интересны сказки о весёлом язычке. В планах работы хочется иметь в группе логопедический уголок с зеркалами и необходимыми  материалами.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .Ежедневно детям читаю книги разных жанров и поэтов. После чтения обязательно провожу беседы о прочитанном, дети учатся пересказывать. В декабре в группе проходил конкурс чтецов на тему «Здравствуй ёлка, здравствуй новый год» , где дети посоревновались в умении читать выразительно худ.произведения

Через театральную ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ становится  ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, развивается эмоциональная  выразительность речи. Во время развлечений и  утренников мы с ребятами инсценируем знакомые сказки и стихи. Два раза в неделю проходит театральная пятница. Ребята с большим удовольствием смотрят кукольный театр.

«УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ».   В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

 Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Ежедневно с детьми играем в пальчиковые игры, для этого  подобран материал по темам недели

   Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, считалок , консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста;

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. поэтому над речевым развитием ребёнка должен работать логопед. И решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе логопеда.

       

                   

 ПРАВИЛА ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

 ЕСЛИ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ТО

1. ПЛАНИРУЙТЕ ЭТОТ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ИНОГДА, НЕ ЧАСТО, А ОЧЕНЬ ЧАСТО

 2.НИКОГДА НЕ ОТВЕЧАЙТЕ САМИ НА СВОЙ ЖЕ ВОПРОС. ТЕРПИТЕ, И ВЫ ДОЖДЕТЕСЬ ТОГО, ЧТО НА НЕГО СТАНУТ ОТВЕЧАТЬ ВАШИ ДЕТИ. ПОМОГАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЕЩЁ ОДНИМ ВОПРОСОМ, ИЛИ ДВУМЯ, ИЛИ ДЕСЯТЬЮ… НО ЗНАЙТЕ: КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО УРОВНЮ МАСТЕРСТВА. НИКОГДА НЕ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ МОЖНО ОТВЕТИТЬ «ДА» ИЛИ «НЕТ». ЭТО НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА. ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПРОСМОТРИТЕ КОНСПЕКТ ЕЩЕ РАЗ, ВСПОМНИТЕ ВСЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗАДАВАЛИ ДЕТЯМ, И ЗАМЕНИТЕ ЕГО ОДНИМ БОЛЕЕ ТОЧНЫМ. ЕСЛИ РАССКАЗ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ ИЛИ ПОЛУЧИЛСЯ С ТРУДОМ – УЛЫБНИТЕСЬ, ВЕДЬ ЭТО ЗДОРОВО, ПОТОМУ ЧТО УСПЕХ ВПЕРЕДИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС ДО, создание педагогических условий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного с...

презентация "Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования: создание педагогических условий"

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования: создание педагогических условий...

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС ДО: создание педагогических условий

laquo;Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»Л.С.Выгодский...

Презентация "Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования"

Презентация "Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования"...

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

Речевое развитие дошкольников как приоритетная задача ФГОС.

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....