конспект "Жаворонушки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Березка»
Интегрированное занятие в старшей группе «Жаворонушки» Воспитатель: Горбунова Наталья Викторовна
|
Инжавино, 2022 г.
|
|
Цель: Формировать представления о традициях русского народа; содействовать приобщению к истокам русской культуры. Задачи: 1. Формировать представления детей о жаворонке: внешний вид, образ жизни, особенности поведения, о причинно- следственных связях в природе. 2. Развивать мышление, мелкую моторику рук . 3. Воспитывать осознанное, доброжелательное, заботливое отношение к птицам. Интеграция и задачи образовательных областей: I. «Познавательное развитие»
II. «Речевое развитие»
III. «Социально-коммуникативное развитие»
IV. «Художественно-эстетическое развитие» 1. Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приёмов лепки. V. «Физическое развитие» 1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, пальчиковой гимнастики. Методы и приёмы
Материалы и оборудование:
Ход занятия: Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу. Хозяйка: Здравствуйте ,мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла. А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Слайд 2. Слышны звуки природы (весна в лесу) Хозяйка: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.) Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной) Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны) Стихотворение: «Если снег повсюду тает Если солнце ярче светит, Мы с вами сейчас услышали звуки весны. А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны. Закройте глазки и вдохните. Чем пахнет весна? Какой он – весенний воздух? (Пахнет свежестью, в воздухе нет пыли и зноя жаркого лета. Весенний воздух свежий и бодрящий) Весной вся природа просыпается ото сна, и даже комнатные растения набирают новую силу. Посмотрите, на наши растения: листочки их посвежели, появились молодые побеги, а фиалки зацвели. (Дети обнаруживают среди цветов гнездо) Что это? (гнездо птицы) Ребята, да это гнездо жаворонка! Самки делают скрытые гнёзда на полях среди злаковых культур из стеблей травы, тонких корешков, конского волоса и шерсти животных. К каким птицам относится жаворонок: зимующим или перелётным? (к перелётным) А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта) Верно, считается, что прилетают они 22 марта. Этот день в народе так и называется – «Жаворонки». А вот почему именно в этот день, я предлагаю посмотреть (приглашаю пройти к экрану, сесть на стульчики, включаю презентацию) Слайд 3. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. После 21 декабря, когда светлое время суток было самим коротким, день по минутам прибавлялся и 22 марта день по продолжительности стал равным ночи – день и ночь сравнялись. Слайд 4. НОЧЬ = ДЕНЬ 22 марта так и называют – день весеннего равноденствия. Праздник равноденствия дарит нам весна, Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным день будет 21 июля. Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют) Почему его так называют? (день равен ночи) Слайд 5. Православные христиане этот день называют по-разному: жаворонки, сорок сороков, сороки. Но правильно говорить сороки – День Сорока мучеников Слайд 6. На Сороки прилетают сорок птиц (чайка, кукушка, соловей, скворец) Ребята, какие ещё перелётные птицы прилетают в наши края весной? (дети называют перелётных птиц: грач, ласточка, трясогузка, жаворонок) Слайд 7. И первым из них прилетает жаворонок. Беседуем: Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Прилетают жаворонки ранней весной, в марте. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Питаются они семенами трав и мелкими насекомыми. Слайд 8 Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры (слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями). Давайте с вами поиграем в игру «В небе жаворонок пел » Слайд 9 Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. В небе жаворонок пел, «Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу. Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается. После игры: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок. Слайд 10 На Жаворонки обычно пекли булочки и печенья в виде птичек с распростертыми крылышками. Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» — тем самым благословляя детей. Слайд 11 Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Весь хлеб у нас поела!» Так с криком и звонким смехом закликали жаворонков, а с ними и весну. В своих закличках они просили не только весеннего тепла, но и здоровья себе и домашним животным, достатка в доме, хорошего урожая. Физкультминутка: «Весну звали» Слайд 12 Приглашаю в мастерскую. Слайд 13 Чтоб весну скорей привлечь, А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики: Пой-ка, подпевай-ка, Прилетела стайка (Дети хлопают в ладоши) Эта птичка – соловей, (Поочерёдно соединяют пальчики с большим пальцем, как бы здороваясь) Эта птичка – воробей,
|
Практическая часть:
Хозяйка: Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают солёное тесто? (муки, воды, соли). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков).
Хозяйка: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились. А что же делали с этими птицами? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.
Жаворонок!
В наше небо залети
Нашу землю освети
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.