Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребенка
Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения. Правильная, красивая речь взрослых людей благотворно влияет на развитие малыша, но, к сожалению, не всегда ребенок растет в гармоничной речевой среде.
Прежде всего, стоит отметить, чем раньше родители начинают общаться с ребенком, тем перспектива полноценного речевого развития малыша реальнее. Очень важен процесс общения малыша с мамой, как вербального, так и невербального. Для полноценного развития речи ребенку, особенно на ранних этапах развития, необходим образец речи. В семье этим образцом обычно становятся родители, которые с момента появления ребенка несут ответственность как за его развитие в целом, так и за развитие речи в частности. Стоит помнить, что с ребенком необходимо разговаривать, обсуждать, рассуждать.
Помимо правильного и красивого образца для речи, который может предоставить родитель, ребенку полезны, а часто просто необходимы, беседы. Это необязательно четко структурированные и организованные занятия. Это может быть беседа в конце дня о том, как у ребенка прошел день, это может быть обсуждение просмотренного вместе мультфильма, прочитанной книги, обсуждение характера героев, их поступков и поведения. Взрослый должен побуждать ребенка строить собственное речевое высказывание, учить высказывать свою мысль. Кроме всего прочего, родителям необходимо приходить на помощь ребенку, когда возникают сложности с подбором нужного слова, построением предложения.
Почему возникают нарушения в развитии речи ребенка?
Стоит отметить, что в случае пагубного влияния сбивчивой речи родителя, нарушения в развитии речи могут возникнуть даже у нормально развивающихся детей. Соответственно, сложно оценить степень урона, наносимую в ситуации, когда ребенок, первоначально имевший речевую патологию, попадает в неблагоприятную речевую среду.
Причиной плохого звукопроизношения может явиться неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.
Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.
Основные правила, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.
К подобным правилам стоит отнести следующие:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильносказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.