Организация работы с дошкольниками по составлению разных видов кластеров
методическая разработка по развитию речи

Вследствие серьезных перемен, произошедших в системе образования,   образовательное учреждение способно показывать высокие результаты деятельности только благодаря внедрению инновационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие критического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Кластер - метод развития критического мышления и речи дошкольников.

          В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками».

      Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в идее схем с пояснением всех связей между ними.

          Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала, служит наглядной схемой. Таким образом, суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

          Применение данного метода позволяет формировать у ребенка целостное восприятие мира. Иногда такой метод называют «Наглядным мозговым штурмом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klastery_fedorak_i.ppt2.58 МБ
Файл klastery_fedorak_i.o._-_kopiya.docx45.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с дошкольниками по составлению разных видов кластеров Подготовила воспитатель МАОУ СОШ № 14 Федорак Инна Олеговна

Слайд 2

Кластер Метод развития критического мышления и речи дошкольников. В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками». Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в идее схем с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала, служит наглядной схемой.

Слайд 3

Виды кластеров

Слайд 4

Достоинства и результаты применения метода кластер У детей формируется: 1. Умение формулировать вопросы 2. Находить главное в большом объеме учебного материала 3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи 4. Строить умозаключения 5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде 6. Проводить аналогии 7. Сравнивать, анализировать и классифицировать.

Слайд 5

Кластер – схема «Гроздь» Рекомендации по работе с «гроздьями» 1. Оцените материал, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы? 2. Помогите детям вы­делить эти смысловые единицы, сначала более крупные, затем мелкие. 3. Озвучьте свои «грозди». 4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. 5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.

Слайд 6

Кластер «Животные»

Слайд 7

Составление кластера по теме «Северный полюс»

Слайд 8

Составление кластера по теме «Северный полюс»

Слайд 9

Составление кластеров по темам «Транспорт» «Зимующие и перелетные птицы»

Слайд 10

Кластеры при формировании фонематических представлений

Слайд 11

Кластеры при формировании фонематических представлений

Слайд 12

Кластеры при формировании фонематических представлений

Слайд 13

Кластер - схема «Логическая цепь»

Слайд 14

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Слайд 15

Кластер-таблица Сравнительная характеристика тигра и льва Сравнительная характеристика озера и реки Тигр Полосы Нет гривы Живет в тайге Масса больше Когти больше Лев Одноцветный Грива Живет в Африке Масса меньше Когти меньше Озеро Нет течения Соленая Пресная Река Течение Пресная вода Русло

Слайд 16

Кластер – схема «Планета и спутники»

Слайд 17

Пособие-кластер «Методическая черепаха» Примеры игр с «Методической черепахой» «Когда это бывает?» ; «Осенний букет» «Что растет на грядке ; «Во фруктовом саду»; «Кто живет в лесу?» «Домашние животные»; «Зимующие птицы» «Подбери инструменты к профессии» «Зимующие птицы» (в центре панциря – снежинка или слово «зима», по краям ребенок ставит изображения зимующих птиц) «Домашние животные» (в центре изображение дом, ребенок выбирает домашних животных)

Слайд 18

Составление кластера по теме «Осень»

Слайд 19

Вывод Таким образом, метод кластера как средство формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний универсален. Он помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Адрес: 143989, Московская область, г.  Балашиха                                                          Тел.: 8(495) 522-32-66

мкр. Железнодорожный ул. Маяковского, дом  32                                        E-mail: blsh_zdschool14@mosreg.ru

Организация работы с дошкольниками по составлению

разных видов кластеров

Выполнила: 

                                                                                  воспитатель группы № 2

                                                                                  Федорак И.О.

г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный

2022 г.

Слайд 1.

Организация работы с дошкольниками по составлению

разных видов кластеров

Вследствие серьезных перемен, произошедших в системе образования,   образовательное учреждение способно показывать высокие результаты деятельности только благодаря внедрению инновационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Развитие критического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Слайд 2.

        Кластер - метод развития критического мышления и речи дошкольников.

        В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «концентрация», «собираться группами», «расти пучками».

        Кластер – графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в идее схем с пояснением всех связей между ними.

        Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала, служит наглядной схемой. Таким образом, суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

        Применение данного метода позволяет формировать у ребенка целостное восприятие мира. Иногда такой метод называют «Наглядным мозговым штурмом».

         Слайд 3.

Достоинства и результаты применения метода кластер

У детей формируется:

1. Умение формулировать вопросы.

2. Находить главное в большом объеме учебного материала.

3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

4. Строить умозаключения.

5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.

6. Проводить аналогии.

7. Сравнивать, анализировать и классифицировать.

        Кластер развивает у детей умение высказывать собственное мнение на основе опыта и наблюдений, активизирует познавательную деятельность. Коллективное составление кластера позволяет каждому ребенку проявить себя, показать, как он видит предложенную проблему или тему. Ни одно детское мнение и высказывание не остается без внимания. У детей есть возможность вносить изменения в готовые схемы, проявлять свободу творчества.

Слайд 4.

Виды кластеров

Кластер – схема «Гроздь»

Кластер – схема «Логическая цепь»

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

Кластер – таблица

Кластер – схема «Планета и спутники»

Слайд 5.

Кластер – схема «Гроздь»

Характеризуется установлением взаимосвязи между более крупными и мелкими смысловыми единицами.

Рекомендации по работе с «гроздьями»

1.  Оцените материал, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы?

2.  Помогите детям выделить эти смысловые единицы, сначала более крупные, затем мелкие.

3.  Озвучьте свои «грозди».

4.  Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

5.  Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.

Слайд 6.

Кластер «Животные»

 Например, построение с детьми горизонтального кластера в виде грозди по теме «Животные» способствовало систематизации и обобщению знаний о классификации животных, местах их обитания и пользе для человека. Для составления кластера использовали условные обозначения, первые буквы слов, картинки.

Слайд 7.

Кластер «Северный полюс»

При изучении темы «Северный полюс» ребятам предложили вспомнить всё о том, что они знают о Северном полюсе. Дети озвучивали свои мысли, показывали знания и имеющиеся у них представления  по теме, описывали возникающие ассоциации. Все детские высказывания фиксировались в наглядном виде, составлялся кластер с использованием картинок, условных обозначений или первых букв слов.

Слайд 8.

        После того, как дети высказались, и все их мысли и ассоциации нашли отражение в схеме, была организована работа по осмыслению, расширению и углублению имеющейся у детей информации. Детям предлагалось подумать, почему на карте и глобусе Северный полюс обозначен белым цветом. Ребята делали выводы, строили логические цепочки, узнали об особенностях климата на севере, о полярной ночи и полярном дне, которые длятся по полгода.  Дети размышляли о приспособлении животных к суровым условиям, узнали и тяжелом труде полярников. В кластере в виде грозди появлялись новые объекты, что помогало дошкольникам структурировать материал, улучшить качество его усвоения.

Слайд 9.

Составление кластеров по темам «Транспорт»,

«Зимующие и перелетные птицы»

        Использование метода кластер позволяло детям устанавливать взаимосвязи между предметами и объектами при изучении различных тем: «Зимующие и перелетные птицы», «Виды транспорта», «Профессии и инструменты», «Посуда», «Жаркие страны», «Насекомые» и др.          

Слайд 10. Кластеры при формировании фонематических представлений

Кластеры-схемы также широко применяются нами при формировании фонематических представлений. У детей закрепляются навыки различения гласных и согласных звуков  твердых и мягких, глухих и звонких), определения позиции звука в слове, звукового анализа и т.д.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слад 13.

Кластер - схема «Логическая цепь»

Данный кластер отражает строгую взаимосвязь, последовательность или цикличность объектов и явлений. С его помощью дети усваивают последовательность времен года, дней недели, различных процессов.

Слайд 14.

Кластер – схема «Перепутанная логическая цепочка»

        Это способ мы используем как средство проблематизации учебного материала для развития логического мышления детей.  

Шаг 1-ый: педагог подготавливает ключевые термины, понятия, картинки по изучаемой теме.

Шаг 2-ой: педагог предъявляет детям ключевые термины по изучаемой теме в случайном порядке и дает задание установить их логическую последовательность.

Шаг 3-ий: дети самостоятельно строят логическую цепь этих понятий, озвучивают последовательность.

Например, задания:

Расположите в правильном порядке времена года (дни недели, месяцы).

Расположите серию картинок в логической последовательности (Что сначала, что потом).

  Слайд 15.

Кластер-таблица

Наглядно представляет мыслительные процессы сравнения, сопоставления, классификации и др.

В таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали - различные характеристики, по которым производится сравнение.

Сравнительная характеристика тигра и льва

Тигр

Полосы

Нет гривы

Живет в тайге

Масса больше

Когти больше

Лев

Одноцветный

Грива

Живет в Африке

Масса меньше

Когти меньше

Сравнительная характеристика озера и реки

Озеро

Нет течения

Соленая

Пресная

Река

Течение

Пресная вода

Русло

Слайд 16.

Кластер – схема «Планета и спутники»

Рекомендации по составлению:

Шаг 1-ый: В центре доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово, понятие.

Шаг 2-ой: Вокруг этого понятия размещаются его характеристики, признаки, образы.

Шаг 3-ий: Устанавливаются подходящие связи между ключевым понятием и идеями.

        

Слайд 17.

Пособие-кластер «Методическая черепаха»

        Представляет собой пособие в виде игрушки-антистресс и наборов предметных картинок, которые можно вставлять в кармашки по краю панциря и помещать в центр панциря черепахи.

    В результате дети составляют кластер, целью которого является закрепление представлений об окружающем мире, развитие речи, коммуникативных навыков, памяти, внимания, способов умственной деятельности: сравнения, обобщения, анализа и классификации.

Примеры игр с «Методической черепахой»

  • «Когда это бывает?»  (в центре панциря ребенок размещает картинку-время года, по краям – картинки-символы данного времени года);
  • «Осенний букет» (в центре панциря изображение осени, ребенок помогает черепашке собрать осенние листья, правильно называя их);
  • «Что растет на грядке?» (подбор овощей);
  • «Во фруктовом саду» (подбор фруктов);
  • «Кто живет в лесу?» (в центре изображение леса, ребенок выбирает диких животных);
  • «Домашние животные» (в центре изображение дом, ребенок выбирает домашних животных);
  • «Зимующие птицы» (в центре панциря – снежинка, по краям ребенок ставит изображения зимующих птиц);
  • «Подбери инструменты к профессии» (В центре панциря – картинка-изображение профессии, по краям – инструменты, атрибуты).

        Слайд 18.

Составление кластера по теме «Осень»

С использованием картинок дети составляли кластер по теме «Осень», называли листья от разных видов деревьев, считали их, при этом правильно согласовывая числительные с существительными, называли осенние приметы, объединяя предложения в связный рассказ.

     Слайд 19.

Вывод

Таким образом, метод кластера как средство формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний универсален. Он помогает работать  с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Слайд 20.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы ПМПк в ДОУ компенсирующего вида.

Материал из опыта работы МДОУ компенсирующего вида о взаимодействии специалистов служб сопровождения коррекционного прцесса ДОУ...

Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему« Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условияхреализации ФГОС»...

Выступление на тему «Организация работы по ФЭМП в различных видах деятельности»

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.К моменту поступления в школу дети должны усвоить относит...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельностиПознавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль ...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная...