Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия
по развитию речи в средней группе
Тема: «Путешествие в страну Фольклорию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи в средней группе
Тема: «Путешествие в страну Фольклорию»
Возрастная группа: средняя группа
Количество детей: 8 человек.
Цель: обогащение речи детей образными выражениями с использованием малого фольклорного жанра
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с произведениями малого
фольклорного жанра - народной мудрости. Побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек;
Развивающие: развивать у детей чувство юмора;
Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к родному языку, чувство сопричастности с ним. Формировать умение обращать внимание на нравоучение, содержащееся в поговорке, извлекать нравственные уроки из сюжета сказки и поступков героев.
Словарная работа: фольклор, пословицы, загадки.
Методы и приемы: игровые приёмы, словесные пояснения, беседа, проблемные ситуации, вопрос - ответ.
Оборудование: иллюстрации с изображением сказок, игрушка Незнайка.
Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение книги Н. Носова «Незнайка в цветочном городе».
Ход деятельности
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (воспитатель показывает детям Незнайку игрушку)
Ничего незнает,
Ничего не ведает,
Книжки не читает,
Ничего не делает.
В школу он не хочет,
В садик не ходил он!
Кто же этот мальчик?
Сказочного города.
Воспитатель: Да, у нас в гостях сегодня Незнайка.
Он приехал в наш детский сад из далёкого Цветочного города. А что его привело сюда, я сейчас расскажу. Дело в том, что его друзья коротышки друг другу рассказывают о каком- то «фольклоре».
А что такое фольклор, они толком и не знают. Уж больно хочется ему блеснуть своими знаниями перед своим приятелем Знайкой.
Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Я права, Незнайка?
(обращаясь к детям) Я пообещала, что мы вместе с вами попробуем во всём разобраться.
Вы согласны? Тогда я вам предлагаю отправиться в далёкую страну Фольклорию, для изучения этого самого загадочного фольклора.
Все вместе: «Покружись, покружись в стране фольклора окажись».
Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Фольклории.
Дело в том, Незнайка, что наши ребята тоже мало, что знают об этой удивительной стране, хотя они и знакомы с её жителями. Вот в этом мы сейчас и убедимся. Садитесь поудобнее, внимательно послушайте мой рассказ.
Воспитатель: В те далёкие времена не было электричества, телевизора не было, и народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни, добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками.
Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский обозначает «народ». Значит, мы с вами попали в народную страну.
Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?
Дети: В книгах, мультфильмах.
Воспитатель:Сейчас, Незнайка, мы попробуем рассказать тебе о некоторых из них. Отправляемся на улицу «Сказочную».
Воспитатель: (Обращаясь к детям) ребята, вы любите сказки? Какие ваши любимые сказки?
Дети: Да! («Волк и лиса.» «По щучьему велению.» «Заюшкина избушка.» «Петушок золотой гребешок.»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные и почти без волшебства, сказки о животных, о посуде, о растениях, о жизни людей в стародавние времена. Давайте вспомним названия волшебных сказок.
Дети:«Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и т.д.
Воспитатель: Как вы думаете, чему учат сказки?
Дети: Сказки учат добру, справедливости, храбрости, взаимопомощи, терпению, преданности, благородству, верности данному слову, дружбе.
Воспитатель: Правильно, все события в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
Воспитатель: Отправляемся с вами дальше, на улицу «Загадочную». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.
Синяя огромная,
По небу плывет.
Стоит опечалить,
Слезы сразу льет.
(туча.)
Отличаюсь я от всех,
Головою вниз вешу!
Припекает солнце рано,
Начинаю плакать рьяно!
(сосулька.)
Засиял на небе блинчик золотой,
Петушок проснулся и запел с лихвой,
Хочешь на тарелку этот блинчик взять,
Руки обжигает не возможно сжать!
(солнышко.)
Вопросы к детям: Какими словами описанна туча в этой загадке?
Какие слова этой загадки показались вам интересными?
Почему сосульки растут «вниз головою»?
Каким словом названо солнышко в этой загадке?
Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) ну что, Незнайка, понравилась тебе улица «Загадочная»?
Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную».
Поиграем в дидактическую игру «Скажи по-другому»
Воспитатель: я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.
Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)
«Сидеть, сложа руки» ----------- (лениться)
«Держать слово» ------------ (не обманывать)
«Дрожит, как осиновый лист» ----------- (замёрз или боится)
«Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)
Воспитатель: ребята, вы, наверное, устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка
Летели две птички, имитация движения крыльев
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились, присесть, сложить «крылья»
Все люди удивились.
Воспитатель: ребята, на улице «Разговорной» живут пословицы и поговорки и о дружбе и смелости, о лени и трудолюбии.
Воспитатель: Есть ещё такие пословицы:
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» - (нельзя браться сразу за несколько дел).
«Одна пчела много мёда не наносит» - (в одиночку труднее работать)
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда» - (всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь).
«Сделал дело – гуляй смело» - (лучше сразу сделать все дела, чем потом)
Воспитатель: ну вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории и нам пора возвращаться в детский сад.
Все вместе: «Покружись, покружись и дома окажись».
Вот мы и вернулись с вами в нашу любимую группу!
Незнайка, ты всё понял о фольклоре? Ребята, давайте напомним Незнайке:
- А что такое фольклор?
- А что такое сказка?
- Чему учит пословица?
Для чего нужна поговорка?
Дети: Отвечают на поставленные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...