Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мурзинцева Анастасия Владимировна

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

Тема: «Путешествие в страну Фольклорию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

Тема: «Путешествие в страну Фольклорию»

Возрастная группа: средняя группа

Количество детей: 8 человек.

Цель: обогащение речи детей образными выражениями с использованием малого фольклорного жанра

Задачи:

Образовательные:  продолжать знакомить детей с произведениями малого

фольклорного жанра - народной мудрости. Побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек;

Развивающие: развивать у детей чувство юмора;

 Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к родному языку, чувство сопричастности с ним. Формировать умение обращать внимание на нравоучение, содержащееся в поговорке, извлекать нравственные уроки из сюжета сказки и поступков героев.

Словарная работа: фольклор, пословицы, загадки.

Методы и приемы: игровые приёмы, словесные пояснения, беседа, проблемные ситуации, вопрос - ответ.

Оборудование: иллюстрации с изображением сказок, игрушка Незнайка.
Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение книги Н. Носова «Незнайка в цветочном городе».

Ход деятельности

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (воспитатель показывает детям Незнайку игрушку)

Ничего незнает,

Ничего не ведает,

Книжки не читает,

Ничего не делает.

В школу он не хочет,

В садик не ходил он!

Кто же этот мальчик?

Сказочного города.

Воспитатель: Да, у нас в гостях сегодня Незнайка.

Он приехал в наш детский сад из далёкого Цветочного города. А что его привело сюда, я сейчас расскажу. Дело в том, что его друзья коротышки друг другу рассказывают о каком- то «фольклоре».

А что такое фольклор, они толком и не знают. Уж больно хочется ему блеснуть своими знаниями перед своим приятелем Знайкой.

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Я права, Незнайка?

(обращаясь к детям) Я пообещала, что мы вместе с вами попробуем во всём разобраться.

Вы согласны? Тогда я вам предлагаю отправиться в далёкую страну Фольклорию, для изучения этого самого загадочного фольклора.

Все вместе: «Покружись, покружись в стране фольклора окажись».

Воспитатель: Вот мы и оказались в стране Фольклории.

Дело в том, Незнайка, что наши ребята тоже мало, что знают об этой удивительной стране, хотя они и знакомы с её жителями. Вот в этом мы сейчас и убедимся. Садитесь поудобнее, внимательно послушайте мой рассказ.

 Воспитатель: В те далёкие времена не было электричества, телевизора не было, и народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни, добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками.

Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский  обозначает «народ». Значит, мы с вами попали в народную страну.

Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?

Дети: В книгах, мультфильмах.

Воспитатель:Сейчас, Незнайка, мы попробуем рассказать тебе о некоторых из них. Отправляемся на улицу «Сказочную».

Воспитатель: (Обращаясь к детям) ребята, вы любите сказки? Какие ваши любимые сказки?

Дети: Да! («Волк и лиса.» «По щучьему велению.» «Заюшкина избушка.» «Петушок золотой гребешок.»)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сказки бывают разные: волшебные и почти без волшебства, сказки о животных, о посуде, о растениях, о жизни людей в стародавние времена. Давайте вспомним названия волшебных сказок.

Дети:«Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, чему учат сказки?

Дети: Сказки учат добру, справедливости, храбрости, взаимопомощи, терпению, преданности, благородству, верности данному слову, дружбе.

Воспитатель: Правильно, все события в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытывать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

Воспитатель: Отправляемся с вами дальше, на улицу «Загадочную». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.  

Синяя огромная,

По небу плывет.

Стоит опечалить,

 Слезы сразу льет.

                               (туча.)

Отличаюсь я от всех,

Головою вниз вешу!

Припекает солнце рано,

Начинаю плакать рьяно!

                    (сосулька.)

Засиял на небе блинчик золотой,

Петушок проснулся и запел с лихвой,

Хочешь на тарелку этот блинчик взять,

 Руки обжигает  не возможно сжать!

                   (солнышко.)

Вопросы к детям: Какими словами описанна туча в этой загадке?

Какие слова этой загадки показались вам интересными?

Почему сосульки растут «вниз головою»?

Каким словом названо солнышко в этой загадке?

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) ну что, Незнайка, понравилась тебе улица «Загадочная»?

Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную».

Поиграем в дидактическую игру «Скажи по-другому»

Воспитатель: я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.

Выражения: «Не по дням, а по часам» ---------- (быстро)

«Сидеть, сложа руки» ----------- (лениться)

«Держать слово» ------------ (не обманывать)

«Дрожит, как осиновый лист» ----------- (замёрз или боится)

          «Остаться с носом» ----------------- (быть обманутым)
       
 Воспитатель: ребята, вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка

Летели две птички,  имитация движения крыльев

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились, присесть, сложить «крылья»

Все люди удивились.

Воспитатель: ребята, на улице «Разговорной» живут пословицы и поговорки и о дружбе и смелости, о лени и трудолюбии.

Воспитатель:  Есть ещё такие пословицы:

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» - (нельзя браться сразу за несколько дел).

          «Одна пчела много мёда не наносит» - (в одиночку труднее работать)

          «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» - (всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь).

«Сделал дело – гуляй смело» - (лучше сразу сделать все дела, чем потом)

Воспитатель: ну вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории и нам пора возвращаться в детский сад.

Все вместе: «Покружись, покружись и дома окажись».

Вот мы и вернулись с вами в нашу любимую группу!

Незнайка, ты всё понял о фольклоре? Ребята, давайте напомним Незнайке:

  • А что такое фольклор?
  • А что такое сказка?
  • Чему учит пословица?

Для чего нужна поговорка?

Дети: Отвечают на поставленные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...