Проект "В стране красивой речи"
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект "В стране красивой речи" разработан для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_strane_krasivoy_rechi.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«В стране красивой речи»
Выполнила:
Зимирева И.В.
Краткая информация о проекте
Вид проекта: долгосрочный Срок реализации проекта: 1 год Возраст детей: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители(законные представители) |
Пояснительная записка:
Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.
Настоящий проект организован в группе, 10 из 30 детей которых имеют речевые нарушения. Для реализации проекта было принято решение привлечь и других специалистов ДОУ: логопеда и музыкального руководителя.
Цель: развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя.
Задачи:
Образовательные:
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;
- учить составлять описательные загадки;
- закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
- упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже;
- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
- вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;
- формировать нормальный темп речи;
- формировать правильное произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии русского литературного языка.
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат.
- способствовать развитию правильного речевого дыхания.
- способствовать развитию силы голоса;
- развивать фонематический слух;
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать чувство ритма;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- воспитывать положительную самооценку и эмоциональную устойчивость;
- воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Предполагаемый результат работы над темой:
- у детей улучшится произношение гласных и согласных звуков;
- дети научаться различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- дети научаться подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
- дети научаться определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса;
- дети научаться говорить в нормальном темпе, не замедляясь и не торопясь;
- дети научаться согласовывать прилагательные с существительными;
- дети научаться образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;
- дети научаться составлять описательные загадки;
- дети научаться пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
- дети научаться употреблять нужные слова в определенном падеже.
План реализации проекта:
Этапы | Мероприятия | Сроки |
1 Подготовительный: | 1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками. 2. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта: - оформление картотек: артикуляционной гимнастики, игр по развитию речевого дыхания, игр по развитию звуковой культуры речи, игр на развитие словарного запаса, игр на развитие связной речи, чистоговорок и скороговорок ; - изготовление игр для развития речевого дыхания: «Футбол», «Прожорливое яблоко», «Есть у нас огород»; - изготовление дыхательных тренажеров: «Пчелка Майя», «Лягушонок Кваки»; - оформление речевого центра «В мире красивой речи». | сентябрь |
2 Основной. | Работа с воспитанниками: Массаж лица и губ Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: а, о, и Игры на развитие словаря: «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково» Игры на развитие ЗКР: «Замени звук», «Какого звука не хватает?» Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?» Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ» Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды» Взаимодействие с музыкальным руководителем: | Сентябрь |
Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнстика Чистоговорки на звуки: м, мь, д Игры на развитие словаря: «Узнай по описанию» Игры на развитие ЗКР: «Измени слово», «Третий лишний» Игры на развитие связной речи: «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Что изменилось?» Игры на развитие речевого дыхания: «Приятный запах», «Разноцветные листочки» Логоритмические упражнения: «Яблоки», «Компот», «Сливы», «Сад-огород» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Запретное движение» | Октябрь | |
Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: в, вь, н, нь, к, кь Игры на развитие словаря: «Съедобные – ядовитые», «Улетели птицы» Игры на развитие ЗКР: «Чудесный художник», «Кто больше?» Игры на развитие связной речи: «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение» Игры на развитие речевого дыхания: «Фокус», «Подуем в трубочку» Логоритмические упражнения: «Птичий двор», «Индюк», «Это я», «Тарелка», «Помощник» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Кривое зеркало» | Ноябрь | |
Массаж лица и губ Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: х, хь, с, сь, з, зь Игры на развитие словаря: «Кто где живет?», «Закончи предложение» Игры на развитие ЗКР: «Услышишь — хлопни», «Нужное слово» Игры на развитие связной речи: «Если бы...», «Составь рассказ», «Пойми меня» Игры на развитие речевого дыхания: «Лестница», «Фокус с предметами» Логоритмические упражнения: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Варим суп», «Здравствуйте!», «Каша», «Я перчатку надеваю», «Платье» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Барабанщики» | Декабрь | |
Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: ж, ч, г, гь Игры на развитие словаря: «Кто что делает», «Мой. Моя. Мое. Мои» Игры на развитие ЗКР: «Назови картинку и найди первый звук», «Ловушка» Игры на развитие связной речи: «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «А я бы…» Игры на развитие речевого дыхания: «Кто дольше?», «Загадай желание» Логоритмические упражнения: «Новые кроссовки», «Тапки», «Синичка» Упражнение с пробками Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Инопланетянин У» | Январь | |
Массаж лица и губ Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: й, п, пь, Игры на развитие словаря: «Какое блюдо?», «Назови одним словом» Игры на развитие ЗКР: «Цепочка слов», «Эхо» Игры на развитие связной речи: «Закончи сам», «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)», «Продавец и покупатель» Игры на развитие речевого дыхания: «Вьюга воет», «Лети, самолетик!» Логоритмические упражнения: «Снегири», «Снежинки», «Гости», «Повстречались», «Кот на печку пошёл» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Передай ритм», «Музыкальные стульчики» | Февраль | |
Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: л, ль, р, рь Игры на развитие словаря: «Зоопарк», «Найди рифму» Игры на развитие ЗКР: «Загадки «поющих» звуков, «Какой звук чаще звучит?» Игры на развитие связной речи: «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Черный ящик» Игры на развитие речевого дыхания: «Фокус», «Подуем в трубочку» Логоритмические упражнения: «Зайка», «Есть у каждого свой дом», «Белочка», «Хобот слоненка», «Мы идем та-та-та…» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Хитрая шляпа» | Март | |
Массаж лица и губ Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: ш, щ, ц Игры на развитие словаря: «Спортсмены», «Чем (кем) был раньше? Игры на развитие ЗКР: «Громко-шепотом», «Лодочка и пароход» Игры на развитие связной речи: «Отгадай-ка», «Как ты узнал?», «Верно ли это?» Игры на развитие речевого дыхания: «Лети, одуванчик!», «Надувайся, шар!» Логоритмические упражнения: «Едет поезд», «Пароходик», «Грузовик», «Молоточки», «Новый дом» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Говорящий коврик», «Волшебный сундучок» | Апрель | |
Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: т, ть, б Игры на развитие словаря: «Мой. Моя. Мое. Мои» «Найди рифму» Игры на развитие ЗКР: «Третий лишний», «Эхо» Игры на развитие связной речи: «Чего на свете не бывает», «Объясни, что такое» Игры на развитие речевого дыхания: «Вертушка» «Птички (бабочки)» Логоритмические упражнения: «Мебель», «Много мебели в квартире», «Радуются взрослые и дети», «Что делать после дождика?» Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Конкурс певцов», «Придумай песенку» | Май | |
Работа с родителями: | ||
Помощь в изготовлении пособий для развития речевого дыхания. Анкета «Развитие речи детей моего ребенка» Консультация «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях» Консультация «Чистоговорки — что это и для чего они нужны» Консультация «Речь как средство общения» Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома» | В течение срока реализации проекта Сентябрь Ноябрь Декабрь Февраль Апрель | |
Заключительный этап. Продукт: Квест - игра «В мире звуков». Отчёт по теме проекта на итоговом педсовете. |
Список использованной литературы
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2001г.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2012.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.: ИД “Литера”, 2013.
- Светлова И.Е. Звук / Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...
Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...
Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...