Пальчиковые игры
статья по развитию речи

Колосова Светлана Викторовна

Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга

Статья на тему

“Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста”

Выполнила:

Колосова Светлана Викторовна

Санкт-Петербург

2022 год.

«Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка»,- известный исследователь детской речи М. М. Кольцов

Введение

С давних времен мы знаем об пальчиковых играх. Короткие стихотворения наподобие «Сороки-вороны» существуют в устной речи каждого народа, и это неспроста.

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.

Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры.

Актуальность темы

Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательную образовательную деятельность в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 

Цель

Создать условия для детей дошкольного возраста, способствующие формированию и развитию речевого общения через пальчиковые игры.

Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.

Развитие речи.

           «Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

       Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

             Первое время ребёнок повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться озвучить свои действия.

Память.

          Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений.  Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму.

            В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии, конструировании т.д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

             Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, потому что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.  «Пальчиковая гимнастика» -это хороший способ развить внимание, научить концентрировать и правильно распределять его.

Воображение.

            Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Иногда нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребёнка. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Артистизм.

             Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые математические понятия.

             «Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т.д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста

“Кошка на ладошке”

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла - (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

***

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы на улицу гулять!

Детям весело зимой:

Снега выпало с лихвой!

(пальчиками имитирует шаг, прыжки).

Надо в санках покататься- это раз!

На коньках по льду промчаться- это два!

Можно даже встать на лыжи- это три!

И в снежки сыграть мальчикам, - все четыре!

 Сугробы все примять- это пять!

(на каждый счет загибает пальчики).

 

Заключение

Процесс развития речи довольно длительный. Вводить ребёнка в мир звуков и слов надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Пальчиковые игры совершенствуют внимание детей, зрительную реакцию на собеседника, подражательность как основу самостоятельности. Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей действительности, её предметов и явлений.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Разнообразное использование пальчиковых игр одно из важных средств, в развитии мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...