Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой
консультация по развитию речи (младшая группа)
Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение. А. А. Леонтьев - российский психолог и лингвист считал, что одним из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью, является речевая активность.
Термин «речевая активность» характеризует устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.
Мотивом речевой активности служит речевая ситуация, которая представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevoy_aktivnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_protsesse_raboty_so_skazkoy.docx | 275.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе работы со сказкой
Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение. А. А. Леонтьев - российский психолог и лингвист считал, что одним из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью, является речевая активность.
Термин «речевая активность» характеризует устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.
Мотивом речевой активности служит речевая ситуация, которая представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.
В настоящее время, которое характеризуется стремительным ритмом жизни, повсеместной компьютеризацией и «умным» телевидением, удетей дошкольного возраста наблюдаются недостаточные навыки речевой деятельности на фоне сниженной речевой активности.
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста является актуальной образовательной задачей и должно осуществляться по нескольким направлениям: развитие восприятия и понимания речи; формирование самостоятельного и инициативного использования речи.
На мой взгляд, благодаря своеобразному сюжету и богатому языку именно сказка способна создать интересную для детей речевую ситуацию. Цель своей работы я определила в следующем: теоретически изучить и применить на практике работу со сказкой для развития речевой активности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить педагогическую теорию и практику по использованию сказок для развития речевой активности детей дошкольного возраста;
- подобрать методы и способы работы со сказкой для развития речевой активности детей дошкольного возраста;
- применить на практике подобранные методы работы со сказкой;
- проанализировать результативность использования сказок в работе по развитию речевой активности детей дошкольного возраста.
Сказка – фольклорное или литературное эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
Если отойти от официального определения, то сказка – это чудо, которое увлекает малыша в свой мир и не отпускает, даже тогда, когда он становится взрослым. Сказка - информативна, феерична, эмоциональна и мудра, она - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от речи.
Теоретической базой моей работы являются: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф.Васьковой и А. А. Политыкиной, где можно ознакомиться с традиционными методами работы со сказкой; «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюковой, предлагающей читателю нетрадиционные методы работы со сказкой, основанные на «Грамматике фантазий» Д. Родари и ТРИЗ - технологии. Особый интерес для меня представил опыт использования нетрадиционных приемов и методов работы со сказкой воспитателя МБДОУ г. Иркутска детского сада №8 Е. И. Лысенко.
Для развития речевой активности в младшей группе при знакомстве малышей с народной сказкой, использовался в основном метод рассказывания и рассматривание иллюстраций для поддержания визуального интереса.
Но работа со сказкой не ограничивается чтением или рассказыванием, для более полного восприятия я вовлекала детей в сказку, тем самым создавая речевую ситуацию. Здесь мне пришли на помощь такие приемы как совместное рассказывание, двигательный рассказ, встреча с персонажами сказок.
В работе над сказкой мной применялся метод двигательного рассказа, который помогал детям концентрировать внимание на восприятие текста, а мотивом выступало правильное выполнение движений. Этот метод помог перейти к играм - драматизациям сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Играя роль, дети старались правильно произносить слова, упражняли свой артикуляционный аппарат, интонационную выразительность.
Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, а именно наглядно – образное мышление, использовался приём «Встреча с героем». Персонаж, которого изображали родители, приходил к детям, играл с ними и предлагал отгадать из какой он сказки, тем самым создавая мотив речевой активности.
В средней группе я использовала приемы: «Мой любимый герой» и «Словесный портрет», так как они помогают детям правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. Эти приемы я использовала в совокупности с методом составления загадок А. А. Нестеренко по модели, «Какой? – Что, кто бывает таким?».
В старшей группе во время театрализованной деятельности, дети стали проявлять самостоятельность и творчество, вводя в сюжеты знакомых сказок новых героев и новую речевую ситуацию.
Более сложной, но интересной в моей работе стало применение технологии ТРИЗ и решение проблемных ситуаций, созданных на основе сказочных сюжетов («сказка по-новому», «из сказки в задачку», «сказка продолжается»).
В подготовительной к школе группе я планирую подвести детей к творческому и инициативному использованию речи, путем придумывания сказки, опираясь на работу Д. Родари «Грамматика фантазий». Все предпосылки к этому есть: дети отличают сказку как жанр от других жанров; имеют в памяти образы персонажей и сюжеты сказок; дети владеют связной грамматически оформленной речью и необходимым словарным запасом; и самое главное дети обладают оригинальной фантазией и склонностью к выдумкам.
Задачи по развитию речевой активности решаются совместно с родителями моих воспитанников. Родители с удовольствием принимают участие в постановке сказок, мастер - классах, на которых вместе с детьми выполняют творческие задания (сочинение и оформление книги сказок), в изготовлении декораций и костюмов. С целью повышения родительской компетентности в вопросах значения использования сказки для воспитания детей дошкольного возраста, было проведено анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребенка», на основе результатов которого подготовлен семинар - практикум для родителей «Для чего и как следует читать детям сказки?».
Творческое придумывание сказок с детьми еще находится только в перспективе моей работы, а с родителями мы уже практикуем сочинение сказок для детей. Так в ходе «Рождественских посиделок», родители сочинили забавную сказку для детей «Чудеса на Рождество» и выполнили к ней замечательные иллюстрации.
Хочется еще отметить и сотрудничество с социальными партнерами, а именно специалистами библиотечного центра п. Богандинский. Данные встречи направлены на обогащение представлений детей о сказках и стимулирование речевой активности.
Работа со сказкой, на уровнях слова, художественного образа и системы представлений о мире и о себе, позволяет мне формировать у дошкольников активный речевой запас, развивать вербальное и невербальное общение, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций».
Список использованных источников
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. - 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А.М. Бородич.- Москва: Просвещение, 1981.- 256 с.
3. Васькова, О. Ф., Политыкина, А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Пособие для практических работников ДОУ, психологов и родителей – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2010. – 112 с.
4. Джанни Родари. Грамматикафантазии[Электронный ресурс]/ - Режим доступа:https://royallib.com/book/rodari_dganni/grammatika_fantazii_vvedenie_v_iskusstvo_pridumivaniya_istoriy.html
5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность[Текст]/ - Москва:
Красанд, 2010. — 216 с.
6. Нестеренко, А. А. Страна загадок [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/23105.htm
7. Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой[Электронный ресурс]/ представление опыта работы; материал подготовилаЛысенко Е. И.– Режим доступа:https://infourok.ru/netradicionnie-metodi-i-priyomi-raboti-so-skazkoy-1327623.html
8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 464 с.
9. Развитие речевой активности дошкольников[Электронный ресурс]/ представление педагогического опыта; материал подготовила Семенова В. И. – Режим доступа:http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news3255.html
10. Роль театрализованной игры в развитии речи детей [Электронный ресурс]: представление педагогического опыта; материал подготовила Артамонова И. А.– Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news5092.html
11. Фесюкова, Л.Б. «Воспитание сказкой» [Электронный ресурс]./ - Режим доступа: http://log-in.ru/books/vospitanie-skazkoiy-fesyukova-l-b-vozrastnaya-psikhologiya/#read
12. Фотографии из архива воспитателя Гмыря Л. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Часть ООП, формируемая участниками Образовательных отношений Программа «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Цель, задачи программы. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Формирование интереса к театрализованной деятельности, как одного из видов речевого развит...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Статья "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"
Как посредством театральной деятельности совершенствовать все стороны речи, помочь в общении и дальнейшем развитии культуры дошкольника....
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...
Консультация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольн...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Автор-составитель: Самойленко Ольга Ивановна МАДОУ д/с № 10 город Новосибирск.Срок реализации: 3года ( младшая, средняя, старшая группы)Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник раз...
Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...