Логоритмическое интегрированное занятие для детей 6-7 лет c тяжелыми нарушениями речи «В гости к бабушке Федоре».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интегрированное логоретмическое занятие для детей 6-7 лет ТНР " В гости к бабушке Федоре"
Помогает детям в игровой форме получать и закреплять знания о посуде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbachevskaya_e.s._logoritmicheskoe_intregrirovannoe_zanyatie.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмическое интегрированное занятие
для детей 6-7 лет c тяжелыми нарушениями речи
«В гости к бабушке Федоре».
Горбачевская Е.С., учитель-логопед
Скорнякова О.А., музыкальный руководитель
МКДОУ «Ручеёк» г. Бородино
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей с ТНР четко проговаривать текст, слушать друг друга;
- учить детей с ТНР двигаться в соответствии с музыкой;
- обобщать представления детей с ТНР о посуде;
- закреплять умение передавать эмоции (огорчение, радость, удивление);
Развивающие задачи:
- совершенствовать технику выполнения правильной ходьбы;
- развивать зрительное внимание, чувство ритма, умение согласовывать движения со словами и музыкой;
- развивать правильное дыхание, артикуляцию;
- развивать двигательную активность в играх и упражнениях под музыку, без неё;
Воспитывающие задачи:
- формировать взаимопонимание, навык сотрудничества, взаимодействие в игре и на занятии;
- воспитывать бережное отношение к посуде.
Материал:
Демонстрационный: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, презентация к занятию, письмо, предметные картинки с изображением посуды, ширма, кружки из разного материала (стеклянный, фарфоровый, бумажный, пластмассовый, металлический, деревянный).
Раздаточный: разрезные картинки, грецкие орехи по 2 шт. на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание посуды, беседа о её назначении, материалах из которых она сделана. Чтение сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского. Разучивание упражнения «Скачет сито по полям», разучивание упражнения «Ровным кругом».
Словарная работа. Активизация словаря по теме посуда: название предметов посуды, назначение посуды, понятие качества посуды: металлическая, стеклянная, фарфоровая, деревянная. Разучивание ритмической речевой игры «Орешки».
Ход занятия.
- Вводная часть.
Дети с учителем-логопедом входят в музыкальный зал под музыку «В гостях у сказки». Их встречает музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель: (по восходящему мажорному пентахорду). Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют по нисходящему мажорному трезвучию). Здравствуйте!
Музыкальный руководитель.
Организационный момент.
- Ребята! А вы любите сказки?
- А как чаще всего начинаются сказки?
(ответы детей.)
Слышится звук бьющейся посуды. На экране эпизод из мультфильма «Федорино горе», где посуда, убегает от Федоры.
Музыкальный руководитель: ой, что это? Посмотрите на экран.
Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? («Федорино горе», К.И.Чуковского). Кто главный герой этой сказки? Кто помнит, о чем эта сказка? Почему от Федоры убежала посуда? (ответы детей.)
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, вилок нет,
И попрятались кастрюли,
Не сварить никак обед!
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру и показать как посуда, убегала от Федоры.
Упражнение на ориентировку в пространстве
«Скачет сито по полям» (под музыку).
Движения выполняются под музыку.
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою – метла, Вдоль по улице пошла. И кастрюля на бегу Закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!» Из окошка вышел стол И пошел, пошел, пошел! | Поскоки Ходьба Бег на носочках Ходьба с высоким подъемом колен Шагают |
Музыкальный руководитель: (Обращает внимание на письмо.) Посмотрите, ребята, а тут еще и письмо лежит (Открывают, читают).
«Дорогие, девочки и мальчики!
Пожалуйста, помогите!
По дороге прямо идите,
И посуду мою верните!
Федора.»
Учитель- логопед: ну, что, ребята, поможем вернуть бабушке Федоре, всю её посуду? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь.
Логоритмическое упражнение «Ровным кругом».
Гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Выполняют упражнение согласно тексту.
«Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
В самовар вас (ложку, бокал) превращаю
Делайте теперь вот так!
(педагог показывает движения, дети отвечают и повторяют)
Нам не трудно так стоять,
Упражненья выполнять
И не падать, не качаться,
Друг за друга не держаться!»
Основная часть.
Учитель-логопед: осталась Федора одна, не в чем чаю попить, не в чем обед сварить. Хорошо ли стало, Федоре? (ответы детей.)
Мимическая гимнастика
игра « Угадай настроение» показ эмоций.
- Как много грязной посуды, было у Федоры покажем мимикой, что посуда очень недовольна, что она грязная.
- Чудеса! В сказке посуда как живая ходит! покажем удивление.
- А мы найдем посуду и наведем порядок! Посуда чистая на своем месте лежит, покажем как посуда обрадовалась (радость).
Как хорошо вы умеете показывать свои эмоции!
Ребята, посмотрите, что случилось, у Федоры? Вся посуда спряталась? Пожалуйста, назовите, какие предметы спрятались на картинке?
Игра на развитие зрительного внимания «Найди посуду».
На экране изображены «зашумленные картинки» с посудой: чайник, блюдца, сковорода, нож, вилки, ложки, чашки, кофейник. Педагог предлагает детям определить, какая предметы спрятались на картинке.
Учитель- логопед: вот мы и нашли, Федорину посуду, теперь надо ее помыть.
Игра, развитие речи с движением «Помой посуду».
Дети вместе с педагогом «моют» тарелочки щетками.
Убери огрызки, крошки –
Улетят из дома мошки!
Мой посуду поскорей
От непрошенных гостей!
Мой тарелки из-под кашки,
Чтоб не ползали букашки.
Если чисто будет всюду –
Тараканы дом забудут!
Посуда стала такой чистой, что от чистоты даже звенит!
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, одинаково ли звучит вся посуда? А вот мы сейчас это проверим.
Музыкально-дидактическая игра
«Прослушай и запомни, как звучит посуда».
Педагог извлекает звуки палочкой из разных видов посуды, дети слушают и запоминают звучание (стакан сделан из дерева, значит он - деревянный и т. д., стеклянный; пластиковый; пластмассовый; фарфоровый; металлический; бумажный).
Все запомнили, как звучит наша посуда? А сможете угадать этот же звук, только не видя предмета?
Музыкально- дидактическая игра «Какая посуда звучит?»
За ширмой находится посуда, педагог дает звук,
дети по слуху отгадывают её звучание.
Последнее звучание — это, звучание на грецких орешках.
Ребята! А, какой звук извлекала не посуда? Такой, звук вам знаком? (ответы детей). Мы его с вами не прослушивали, но извлекать извлекали.
Игра «Орешки».
Направлена на развитие речи и метроритмического слуха.
Педагог, вместе с детьми, садятся в круг,
под музыку все выполняют действие.
Учитель- логопед: у каждого продукта есть, специальная, посуда, в котором его хранят. Федора этого не знает. А вы знаете? Давайте разложим продукты по местам.
Упражнение «Разложи продукты на место»
На экране будут появляться продукты, а дети должны догадаться,
куда их положить и ответить полным предложением?
- Хлеб. В какую посуду ты положишь хлеб? (Хлеб я положу в хлебницу)
- Сахар. Сахар я положу в сахарницу.
- Сухари. Сухари я положу в сухарницу.
- Фрукты. Фрукты я положу в фруктовницу.
- Селедка. Селедку я положу в селедочницу.
- Конфеты. Конфеты я положу в конфетницу.
- Перец. Перец я положу в перечницу.
- Салат. Салат я положу в салатник.
Молодцы, знаете названия специальной посуды, в которую кладут продукты питания. И Федора теперь это будет знать! Ребята, убегая, от Федоры, некоторая посуда разбилась. Помогите её собрать.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Игра на развитие целостного восприятия.
Каждому ребенку раздаются по одной части разрезной картинки. Дети должны, определить, от какой картинки её часть, и собрать её (картинки чайника и чашки). После этого выполняют артикуляционное упражнение.
Мы друзей к себе позвали,
Угостим их чашкой чая.
Вот и чайник закипел,
Свою песенку запел.
Пар пускает - раз, два, три…
Надуть щеки и произнести звук (П) три раза подряд.
Посмотри и повтори.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой, медленно выдуть изо рта воздух через эту «трубочку».
Где же чашки? Вот они.
Посмотри и повтори.
Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши.
Подожди- не убирай!
Наливаю в чашку чай.
Ребенок удерживает язык в форме чашечки, а взрослый делает вид, что наливает чай: подносит ладонь, сложенную щепотью, ко рту ребенка и произносит звук (с).
Чай мы в чашечки налили.
Сахар тоже положили.
Ложки чайные возьмем,
Помешаем и попьем.
Открыть рот и облизать губы круговым движением языка по часовой стрелке - сначала верхнюю губу, а потом нижнюю.
К чаю есть у нас блины.
А к блинам - варенье,
Просто объеденье!
Положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык.
Хороши блины с вареньем,
Почмокать губами.
Лучше всякого печенья.
Осталось губки облизать
И «спасибо» всем сказать!
Облизать широким кончиком языка верхнюю губу в направлении сверху вниз.
3. Заключительная часть.
На экране появляется Федора ( Голос записи Федоры)
Федора: Дорогие, дети! Какие вы молодцы, нашли мою посуду, всю перемыли, и навели порядок. Теперь я с ней никогда не расстанусь.
Музыкальный руководитель:
Раз, два, три, четыре, пять.
С ложками пойдем играть.
Потому что, у, Федоры
Праздник наступил опять.
Ритмический диктант
На экране выведен ритмический рисунок,
дети на деревянных ложках его исполняют.
Голос записи Федоры: знаете ребята, я так люблю пироги, только печь их не умею.
Музыкальный руководитель: а мы знаем одну бабушку Марусю, которая умеет и любит печь пирожки. Давайте, покажем!
Массажная пальчиковая игра-песенка «Бабушка Маруся».
Развитие координации речи и движения, мелкой моторики рук.
Федора: спасибо, вам, ребята, за помощь. Вы меня научили пироги печь! Но самое главное, я поняла, что у каждой вещи должно быть свое место.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
До свидания!
Дети: до свидания, Федора!
Учитель- логопед: как вы помогли, Федоре? Что вы делали? А вы запомнили, какая посуда должна быть?
Молодцы, вы отлично справились с заданиями! А мы вам на память о нашей встрече приготовили альбом с рисунками посуды. Вы с воспитателями в группе раскрасите, и будете вспоминать о нашей встрече.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте скажем, нашим гостям, до свидания, (поёт по восходящему и нисходящему мажорному трезвучию). ДО СВИДАНИЯ!
Дети: (поют по нисходящему мажорному пентахорду). ДО СВИДАНИЯ!
Дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по развитию речи «В гостях у бабушки Федоры»
Знакомство детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; различать разную посуду по признакам: изготовление из разного материала, назначения, способы пользования, отличие....
Комплексное занятие по развитию речи В гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)
Комплексное занятие по развитию речиВ гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)Образовательные области:-познание.-коммуникация.-социализация.-здоровье.-художественное творчество.Виды деятельност...
Комплексное занятие по развитию речи В гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)
Комплексное занятие по развитию речиВ гостях у бабушки Федоры. (Старшая группа)Образовательные области:-познание.-коммуникация.-социализация.-здоровье.-художественное творчество.Виды деятельност...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект фронтального занятия в старщей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гостях у бабушки Федоры"
Конспект занятия о посуде, её видах, предназначении. выстроен в виде увлекательного путешествия к бабушке Федоре....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»
Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...