Развитие мелкой моторики
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики, или Чем занять ребёнка?»
Каждый родитель не раз слушал, что у детей необходимо развивать мелкую моторику ручек. Но каждый ли из нас родителей задумывался серьёзно, зачем это делать? Уважаемые родители, давайте попробуем разобраться, что же такое мелкая моторика, для чего и как её нужно развивать.
Что же такое мелкая моторика?
По книжному определению мелкая моторика – это способность ребёнка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Всё очень просто. Учёными давным-давно доказано, что развитие мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, ведь в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при движениях пальцев рук речевой центр в головном мозге начинает усердно работать, а потому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики ручек. Это так же готовность рук к письму в первом классе. Также мелкая моторика очень влияет на ловкость рук, а значит на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка при выполнении самых разных заданий. То есть если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, то ребёнку, как правило, легче научиться писать, он лучше мыслит и рассуждает, быстрее запоминает.
Как развивать мелкую моторику дома?
Давайте, уважаемые родители, рассмотрим подробно, какие занятия, игры и упражнения с детьми для развития моторики вы можете проводить дома? Сейчас для развития мелкой моторики существует огромное количество упражнений. А если вы превратите эти занятия в игру, то ваш ребёнок получит не только пользу, но и удовольствие, а вы, конечно же, огромную радость от общения со своим малышом.
Но не забывайте, что заниматься развитием рук нужно не время от времени, а постоянно, то есть каждый день. Наберитесь терпения и приступайте!
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках
• Заводить будильник, игрушки ключиком
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками
• Резать ножницами (желательно небольшого размера)
• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать)
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина)
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики
• Делать пальчиковую гимнастику
Остановимся подробнее лишь на некоторых из этих занятий:
Игры с водой и в воде:
- в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии,
выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает;
- малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;
- поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.
Игры с крупами:
- готовим обед: понадобится крупа и разнообразные ложечки, черпачки, мисочки, тарелочки и стаканчики,
отлично подойдёт набор детской посудки, малыш будет пересыпать крупу пальчиками и ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;
- «Найди в крупе»: у этой игры есть несколько вариаций. Детям помладше можно предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе. Детям постарше можно поставить более сложную задачу: например найти букву, спрятанную в крупе и поставить её на слово, которое начинается с этой буквы, или предложить подобное задание с геометрическими фигурами;
- «Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
Бисероплетение:
Вместе с ребёнком изготавливайте несложные украшения из бисера, например браслет или бусы. Дети постарше могут пользоваться предложенными схемами.
Игры-шнуровки:
Сейчас продаётся огромное множество готовых вариантов, но можно и пофантазировать с малышом и сделать самим.
Конечно, не стоит забывать о традиционных проверенных методах развития мелкой моторики:
Лепка:
Лепить можно из самых разных материалов: пластилина, теста, глины, снега.
Одним из интересных видов работы с пластилином является пластилинография, принцип которой
заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.
Аппликация:
Что может быть лучше вырезания и наклеивания фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги?
Следует помнить, что развитию творческого мышления у детей любого возраста способствуют
разнообразные, интересные, красочные и необычные аппликации из цветной бумаги. Воспользовавшись ножницами, клеем, цветной бумагой и добавив немного фантазии Вы сможете создать вместе со своим ребенком оригинальную и неповторимую аппликацию.
Рисование:
Трудно переоценить значение рисования для развития мелкой моторики детей. Кроме всем известных способов рисования хотелось бы предложить вам и другие, менее традиционные, формы этого занятия:
Для младшего дошкольного возраста:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
Для старшего и подготовительного возраста:
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым тампоном;
- оттиск печаткой из ластика;
- фотокопия – рисование свечой;
- отпечатки листьев.
- кляксография обычная и трубочкой;
- монотопия предметная и пейзажная;
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- батик (рисование по ткани) и другие.
Известный педагог В. А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уважаемые родители не забывайте об этом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...