Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Змейка. Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. Ход игры Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре. – Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя. | «Кто это? Что это?» Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные. Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц. Ход Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?». |
«Назови ласково» Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов. Ход Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена». Хоровод водили, ласковыми были, В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Леночка, в кружок! Возьми, Леночка, флажок. Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом. Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик | «ТЕРЕМОК» Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. — Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку ... лягушка. — Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал. |
«Узнай по голосу» Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Ход Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА» Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных. Материалы: белка и лиса. Объясним детям содержание игры: — Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется. | «Позови свою маму» Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. Ход У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. «Поручения» Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать Материалы: грузовик, мышка, мишка. Ход игры Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: - Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!». А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.) - Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? |
«Добавь слово» Цель: находить нужное по смыслу слово ( Ход игры - Я умею постель… (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять). Я помогаю вилки ... (раскладывать). Я помогаю крошки ... (сметать). Я помогаю комнату ... (убирать). | «Скажи наоборот» Цель: подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением). Ход игры входить бегать увозить прилетать приходить закрывать говорить мириться снимать кричать нагревать смеяться плакать улыбаться |
«Кто больше действий назовет» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы. Содержание. Приходит Неумейка и просит подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям. - Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...); что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...); | «Скажи какой» Цель: выделять признаки предметов. Содержание. Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например: - Это мяч. - Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он какой?». |
Досказалка Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово. Ход игры Произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко - на плите сбежало моло. (ко). Ща-ща-ща - зеленая ро. (ща). Чу-чу-ну - педаль кру. (чу). Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь». Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. | Общие слова Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи. Ход игры Задания могут быть двух видов: 1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц… 2.Назови одним словом: туфли, ботинки, сапоги — это… молоток, пила, топор — это… сосна, берёза, клён — это… |
Какая бывает собака? Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления. Ход игры Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п. | Путаница Цель: развитие речи, внимания, логического мышления. Ход Игры "Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать". Знает это ребёнок любой - У апельсина цвет. голубой. Корова мычит, Поросёнок хрюкает, Тигр рычит, А собака. мяукает. Как на нашей улице Крякали две. курицы. Известно каждому ребенку - Корова - мама …жеребёнка. |
«Назови часть целого» Цель - формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Ход игры Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д. | «Большое – маленькое» Цель - учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Ход игры В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик); У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик); У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка |
«Закончи предложения» Цель – учить подбирать глаголы, обозначающие окончания действий. Ход игры Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и ... (стала умываться). Коля оделся и ... (побежал гулять). Он замерз и ... (пошел домой). Зайчик испугался и ... (убежал, спрятался). Ира обиделась и ... (заплакала). | «Скажи какой?» Цель учить выделять признаки предметов. Ход игры Набор иллюстраций или игрушек Вынимаем из коробки предметы и называем их, а дети указывают на какой-либо признак, например: — Это мяч. — Он синий. Если ребенок затрудняется, помогаем ему: «Это мяч. Он ... (какой?)» |
«Подскажи словечко» Цель - развивать творческое мышление. Ход игры Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Ворона каркает, а воробей ... Сова летает, а кролик ... Корова ест сено, а мышка ... Крот роет норки, а сорока ... Петух кукарекает, а курица ... Лягушка квакает, а лошадь ... У коровы теленок, а у собаки ... У медвежонка мама медведица, а у бельчонка . | «Кто знает, пусть продолжает» Цель – учить составить рассказ по заданной схеме вместе с воспитателем. Ход игры Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному. Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ... На клумбе росли ... Они были ... Таня взяла ... и стала ... У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-49403-1490730135.jpg)
Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет
Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227461-1364146582.jpg)
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-227461-1364146582.jpg)
Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё
Картотека игр по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-177832-1358111015.jpg)
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-1248594-1589370796.png)
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"
Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...