Статья "Приёмы развития правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".
статья по развитию речи (старшая группа)
Приёмы развития правильной речи у детей
старшего дошкольного возраста.
Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова. В возрасте 5–7 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов и синонимов.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.
Каждая из них имеет свои особенности.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Основные виды - это рассказ и пересказ.
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.
Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта.
На занятиях по развитию речи мы используем и пересказ небольших рассказов и сказок с приемами игры-драматизации, и составление рассказов по сюжетным картинкам, дидактические картинки для обогащения словаря.
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
- как назвать по-другому (на подбор синонимов);
- скажи наоборот (поиск антонимов);
- что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
- узнай предмет по описанию.
Чтение детской литературы воспитатель сопровождает беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором.
Работа по развитию речи детей 5–7 лет обширна и многогранна. Она требует от педагогов четкой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребенок не остался без внимания. Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий, к которым относятся:
– создание развивающей речевой среды в группе;
– использование разнообразных форм работы с детьми;
– использование ИКТ.
Итак, исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод что: у детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по развитию речи | 289.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развития правильной речи у детей
старшего дошкольного возраста.
Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова. В возрасте 5–7 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов и синонимов.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.
Каждая из них имеет свои особенности.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Основные виды - это рассказ и пересказ.
Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.
Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта.
На занятиях по развитию речи мы используем и пересказ небольших рассказов и сказок с приемами игры-драматизации, и составление рассказов по сюжетным картинкам, дидактические картинки для обогащения словаря.
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
- как назвать по-другому (на подбор синонимов);
- скажи наоборот (поиск антонимов);
- что бывает мягким (сладким, высоким, деревянным);
- узнай предмет по описанию.
Чтение детской литературы воспитатель сопровождает беседой о поступках героев, разъяснением непонятных слов. При заучивании поэтических произведений очень полезно для пополнения словарного запаса ребёнка обращать его внимание на обороты речи, использованные автором.
Работа по развитию речи детей 5–7 лет обширна и многогранна. Она требует от педагогов четкой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребенок не остался без внимания. Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий, к которым относятся:
– создание развивающей речевой среды в группе;
– использование разнообразных форм работы с детьми;
– использование ИКТ.
Итак, исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод что: у детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать собственные мысли в устной и письменной...
Совершенствование грамматической правильности речи у детей старшего дошкольного возраста
Разные стороны грамматического строя языка: синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-раз...
Статья: «Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В статье представлены задачи, методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....
Памятка для родителей "Игры по формированию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста".
В памятке собраны дидактические игры для родителей детей старшего дошкольного возраста для формирования грамматически правильной речи, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на про...
Сценарий развлечения «Страна Правильной речи» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения «Страна Правильной речи» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе развлечения дети закрепляют знания о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, б...
Формирование навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Цель: выявление психолого-педагогических условий формирования навыков грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений....