«От зернышка до каравая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Целигорова Елена Геннадьевна

Цель непосредственно образовательной деятельности: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку,  какие бывают виды хлеба.

Задачи непосредственно образовательной деятельности: активизировать словарный запас воспитанников на основе углубления знаний; познакомить детей с отрывками рассказа  Л.Кона «О растениях» , пословицами о хлебе и труде, закреплять представления детей о профессиях , познакомить детей с кулинарными рецептами  изготовления хлеба, воспитывать уважительное отношение к труду мамы, бабушки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
  • Экскурсия в хлебобулочный магазин
  • Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.
  • Чтение  сказок  «Колосок», «Петушок – золотой гребешок и чудо меленка», «Сказка о пшеничном зёрнышке», «Сказка про чудесное зёрнышко», «Лёгкий хлеб»; рассказы А. Толстого «Три калача и баранка», Э. Шим «Хлеб», Я. Ким «Хлеб ржаной», А.Прокофьев «Каравай».
  • Загадывание загадок по теме;
  • Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.
  • Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию», «Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы хлебороба».
  •  

Словарная работа:  зерновая культура, мельница, лемех, борона, сеялка.

Методическое обеспечение:  кукла би-ба-бо- Колобок, муляжи хлебобулочных изделий (баранка, калач, ватрушка, булка, хлеб), надпись «Магазин «Колобок», сундучок с зернышками пшеницы, овса, ржи, кукурузы, детские рисунки и поделки «Поле», «Колосок», схемы к составлению рассказа о пшенице и ржи, демонстрационные картинки по познавательному и речевому развитию «Хлеб – всему голова», набор  картинок о труде« Составь пословицу», книга рецептов «Колобок», шапочки с изображением булочки, ватрушки, печенья, торта, батона, поварская шапочка.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиозапись с песней «Колобок» (музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва); «Баллада о хлебе» (слова  В. Балачан, музыка  В.Захарченко)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_zernyshka_do_karavaya.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(подготовительная группа)

по реализации образовательной области

«Речевое развитие»

«От зернышка до каравая»

(с использованием игровых технологий)

Составила и провела:

воспитатель Целигорова Е.Г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019г.

Цель непосредственно образовательной деятельности: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку,  какие бывают виды хлеба.

Задачи непосредственно образовательной деятельности: активизировать словарный запас воспитанников на основе углубления знаний; познакомить детей с отрывками рассказа  Л.Кона «О растениях» , пословицами о хлебе и труде, закреплять представления детей о профессиях , познакомить детей с кулинарными рецептами  изготовления хлеба, воспитывать уважительное отношение к труду мамы, бабушки. 

Предварительная работа:

 

  • Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
  • Экскурсия в хлебобулочный магазин
  • Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.
  • Чтение  сказок  «Колосок», «Петушок – золотой гребешок и чудо меленка», «Сказка о пшеничном зёрнышке», «Сказка про чудесное зёрнышко», «Лёгкий хлеб»; рассказы А. Толстого «Три калача и баранка», Э. Шим «Хлеб», Я. Ким «Хлеб ржаной», А.Прокофьев «Каравай».
  • Загадывание загадок по теме;
  • Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.
  • Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию», «Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы хлебороба».

Словарная работа:  зерновая культура, мельница, лемех, борона, сеялка.

Методическое обеспечение:  кукла би-ба-бо- Колобок, муляжи хлебобулочных изделий (баранка, калач, ватрушка, булка, хлеб), надпись «Магазин «Колобок», сундучок с зернышками пшеницы, овса, ржи, кукурузы, детские рисунки и поделки «Поле», «Колосок», схемы к составлению рассказа о пшенице и ржи, демонстрационные картинки по познавательному и речевому развитию «Хлеб – всему голова», набор  картинок о труде« Составь пословицу», книга рецептов «Колобок», шапочки с изображением булочки, ватрушки, печенья, торта, батона, поварская шапочка.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиозапись с песней «Колобок» (музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва); «Баллада о хлебе» (слова  В. Балачан, музыка  В.Захарченко)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Ход непосредственно образовательной деятельности

«От зернышка до каравая».

Воспитатель: предлагает детям взяться за руки и поздороваться:

 

«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Мы пожмем, друг другу руку, побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»

Воспитатель: А о чем мы сегодня будем говорить, чтобы узнать много интересного, вы узнаете, отгадав загадку:

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный. Он и белый

А бывает загорелый (хлеб)

Воспитатель: Да. Мы сегодня будем говорить о хлебе, потому что хлеб – это продукт без которого  не обходится ни один день нашей жизни. У есть свой праздник Всемирный день хлеба,   который отмечается ежегодно 16 октября. В этот день  благодарят всех людей, связанны с производством хлеба и чествуют сам хлебушек.

Назовите людей, занятых в производстве хлеба?

Дети: пекарь, пекарь-кондитер, формовщик, тестовод, агроном, тракторист, комбайнер.

Воспитатель:  Сегодня  я приглашаю  вас в хлебобулочный магазин, который назван в честь сказочного хлебобулочного героя. Догадались, как зовут этого героя?

 Дети: Колобок.

Воспитатель:  Верно, мы отправимся туда с веселой песней.

(Дети под музыку идут  в помещение с надписью «Магазин «Колобок».

На столе разложены  муляжи хлебобулочных изделий )

Воспитатель: Ай, качи-качи-качи!

 Глянь, - баранки, калачи!

Глянь, - баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на этот стол. Что вы здесь видите?

Дети:  Баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д.

Воспитатель: Как можно назвать всё это одним словом?

Дети: Выпечка, хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?

Дети: Хлеб!

Воспитатель: Совершенно верно. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен

Гостя на Руси встречали всегда с хлебом и солью! Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска!» Как вы объясните эту пословицу?

Дети: Объяснение ребенком пословицы. (1 человек)

(Престолом в старину называли стол посередине избы. Считалось, что если в доме есть хлеб, то стол накрыт, если хлеба нет, то стол - это простая  чистая доска)  

Воспитатель: А  кто из вас знает пословицы о хлебе

(Дети называют пословицы)

  • «Хлеб – всему голова! »
  • «Калач приестся, а хлеб никогда»
  • «Хлеб да вода – богатырская еда»
  • «Пот на спине – так и хлеб на столе»
  • «Худой обед, если хлеба нет! » и т д

Воспитатель: Правильно, поэтому каждый день на столе и в детском саду, и дома мы кушаем хлеб. Давайте с вами подумаем и скажем много слов, каким бывает хлеб.

Дети:  Вкусный, мягкий, аппетитный, черный, белый, горячий, ароматный, черствый и т. п .

Воспитатель: Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом?

Дети:  (нет)

Воспитатель: 

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой.

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Я вас приглашаю вас отправиться в путешествие вместе с  Колобком, которое назовём  «От зернышка до каравая».

(воспитатель надевает на руку куклу Колобок).

Воспитатель:  Ой, да  Колобок принес нам какие-  то картинки и сундучок. Давайте,  его откроем

(воспитатель достает  зерна пшеницы, овса, ржи, кукурузы)

Воспитатель: Кто ответит, как называются эти зерна?

Дети: зерновые культуры.

Воспитатель:  Чем отличаются зерна пшеницы и овса?

Дети: Зерна пшеницы крупные, круглые, а  зерна овса - продолговатые.

Ребенок: Колосок, как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате – зерно,

Спелой зрелостью полно.

Воспитатель: 

Зёрнышки в колоске спрятаны будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно оно – зёрнышко всему начало.

Воспитатель:

 Но что нужно сделать, чтобы они выросли?

Дети: семена злаков посадить в землю.

Воспитатель: Давайте представим, что вы маленькие зернышки.

Физкультминутка (под музыку «Расти, колосок)»

Мы маленькие зёрна (присели)

Сидим пока в земле (коснуться руками пола)

Вот солнце пригревает (встаём)

И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)

Боимся непогоды :

Грозы, дождя и вьюг (наклоны)

Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)

Колосья там и тут.

Воспитатель: Мы с вами читали рассказ Л.Кона «Пшеница и рожь». Расскажите с помощью схемы, как их выращивают.

(Демонстрируется схема рассказа).Ответы детей. –2 человека)

Воспитатель:  Теперь вы знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы вырастить колоски пшеницы и ржи.

Давайте вместе еще раз вспомним этапы роста зернышка. И в этом нелегком деле нам помогут иллюстрации, которые принес Колобок.

(ребенок раскладывает в правильной последовательности  иллюстрации :

Вспашка земли - Боронование земли - Посев зерен – Рост посевов - Уборка урожая- Элеватор – Мельница – Пекарня)

Воспитатель: Вот видите, какой нелегкий , трудный и долгий  труд хлебороба. И  чтобы мы могли принести домой батон белого или ржаного хлеба, на славу потрудились и трактористы ,и   комбайнеры, и водители. и пекари.

(выкладываются иллюстрации сельскохозяйственной техники)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о труде.

                           (Проводится дидактическая игра «Собери пословицы».

Правила игры: Соединить пары картинок по смыслу пословицы и объяснить ее значение.1. Труд человека кормит, а лень портит.2 Без труда не вынешь рыбку из пруда.3.Не трудиться - хлеба не добиться»)

Микаэль:

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Все, что угодно, выбирай!

Самый вкусный хлеб получается, когда его пекут своими руками. И я вам расскажу , как печет хлеб моя мама. (выносится хлеб)

(Микаэль представляет рецепт  домашнего хлеба. «Этот хлеб испекла моя мама. Чтобы испечь такой хлеб,  нужны:   мука, вода, соль сахар, яйца, масло, дрожжи и печка. Сначала мама берет большую миску,  наливает в нее воду, кладет сахар, соль, яйца, масло. Это называется тесто. Чтобы хлеб получился пышным, надо обязательно добавить дрожжи, затем она все перемешивает и ставит в печку. Температура в печке достигает 180 градусов.  Когда по квартире начинает пахнуть хлебом, - значит , хлеб испекся. Она его достает из печки. Он очень горячий,  но когда он станет теплым, я отламываю поджаристую корочку и  с удовольствием ее ем.»

Воспитатель:

«Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!»

А мастерицы по выпечке хлебобулочных изделий мамы ….. (назвать фамилии мам, представивших рецепты в кулинарную книгу «Колобок

(если останется время, 2-3 ребенка рассказывают рецепты своих мам).

Воспитатель: И в конце нашего  путешествия  я хочу открыть небольшой секрет: у нашего Колобка есть сестренки и братья.

Предлагаю их скорее отгадать я!

Все родственники эти из муки,

Замеси скорее тесто и пеки:

 (дети надевают шапочки на голову и представляют хлебобулочные изделия)

1.У меня подружки – сдобные ватрушки,

У меня от мака, на лице веснушки. (Булочка);

2.Мы весёлые подружки

Сладким творогом … (ватрушки)

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

3.А мы только из печи … (Бублики и калачи)

4. Сделайте одолжение, съешьте…( печенье)

5.Я  ….(торт  ) с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

6. А я - белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

 Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной… (Батон.)

7. Ну, а я -Колобок

Румяный,  ароматный

Убежал катился,  пел -  нашел новых друзей

Воспитатель: «А сейчас мы улыбнемся,  крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»

(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)

  • Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
  • Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
  • Никогда не выбрасывайте хлеб!
  • Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
  • Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
  • Хлеб нельзя бросать на пол.

Все вместе:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

С караваем хлеб подносим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль их рук!

( Звучит песня «Баллада о хлебе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" От зернышка до каравая"

Бинарное занятие по фгт  в подготовительной группе к школе....

НОД в средней группе "От зернышка к караваю"

Непосредственно образовательная деятельность в рамках интеграции образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Труд»  с дошкольниками 5 лет. Тема: «От зернышка к караваю».   ...

тема: «От зернышка до каравая»

Познавательно-исследовательская деятельность тема: «От зернышка до каравая»  Подготовительная группа...

Познавательно – исследовательский проект «От зернышка до каравая»

Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

Презентация к Познавательно – исследовательскому проекту «От зернышка до каравая»

Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

«От зернышка до каравая»

Сценарий занятия по познавательно-мсследовательской деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы...

Познавательно-исследовательский проект «От зернышка до каравая»

Не напрасно народ  с давних пор и понынеХлеб насущный зовет  самой первой святыней.Золотые слова забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!...