«От зернышка до каравая»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель непосредственно образовательной деятельности: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
Задачи непосредственно образовательной деятельности: активизировать словарный запас воспитанников на основе углубления знаний; познакомить детей с отрывками рассказа Л.Кона «О растениях» , пословицами о хлебе и труде, закреплять представления детей о профессиях , познакомить детей с кулинарными рецептами изготовления хлеба, воспитывать уважительное отношение к труду мамы, бабушки.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
- Экскурсия в хлебобулочный магазин
- Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.
- Чтение сказок «Колосок», «Петушок – золотой гребешок и чудо меленка», «Сказка о пшеничном зёрнышке», «Сказка про чудесное зёрнышко», «Лёгкий хлеб»; рассказы А. Толстого «Три калача и баранка», Э. Шим «Хлеб», Я. Ким «Хлеб ржаной», А.Прокофьев «Каравай».
- Загадывание загадок по теме;
- Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.
- Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию», «Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы хлебороба».
Словарная работа: зерновая культура, мельница, лемех, борона, сеялка.
Методическое обеспечение: кукла би-ба-бо- Колобок, муляжи хлебобулочных изделий (баранка, калач, ватрушка, булка, хлеб), надпись «Магазин «Колобок», сундучок с зернышками пшеницы, овса, ржи, кукурузы, детские рисунки и поделки «Поле», «Колосок», схемы к составлению рассказа о пшенице и ржи, демонстрационные картинки по познавательному и речевому развитию «Хлеб – всему голова», набор картинок о труде« Составь пословицу», книга рецептов «Колобок», шапочки с изображением булочки, ватрушки, печенья, торта, батона, поварская шапочка.
Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиозапись с песней «Колобок» (музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва); «Баллада о хлебе» (слова В. Балачан, музыка В.Захарченко)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_zernyshka_do_karavaya.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(подготовительная группа)
по реализации образовательной области
«Речевое развитие»
«От зернышка до каравая»
(с использованием игровых технологий)
Составила и провела:
воспитатель Целигорова Е.Г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2019г.
Цель непосредственно образовательной деятельности: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба; закрепить знания о том, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
Задачи непосредственно образовательной деятельности: активизировать словарный запас воспитанников на основе углубления знаний; познакомить детей с отрывками рассказа Л.Кона «О растениях» , пословицами о хлебе и труде, закреплять представления детей о профессиях , познакомить детей с кулинарными рецептами изготовления хлеба, воспитывать уважительное отношение к труду мамы, бабушки.
Предварительная работа:
- Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».
- Экскурсия в хлебобулочный магазин
- Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.
- Чтение сказок «Колосок», «Петушок – золотой гребешок и чудо меленка», «Сказка о пшеничном зёрнышке», «Сказка про чудесное зёрнышко», «Лёгкий хлеб»; рассказы А. Толстого «Три калача и баранка», Э. Шим «Хлеб», Я. Ким «Хлеб ржаной», А.Прокофьев «Каравай».
- Загадывание загадок по теме;
- Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.
- Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию», «Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы хлебороба».
Словарная работа: зерновая культура, мельница, лемех, борона, сеялка.
Методическое обеспечение: кукла би-ба-бо- Колобок, муляжи хлебобулочных изделий (баранка, калач, ватрушка, булка, хлеб), надпись «Магазин «Колобок», сундучок с зернышками пшеницы, овса, ржи, кукурузы, детские рисунки и поделки «Поле», «Колосок», схемы к составлению рассказа о пшенице и ржи, демонстрационные картинки по познавательному и речевому развитию «Хлеб – всему голова», набор картинок о труде« Составь пословицу», книга рецептов «Колобок», шапочки с изображением булочки, ватрушки, печенья, торта, батона, поварская шапочка.
Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, аудиозапись с песней «Колобок» (музыка А. Пинегина, слова А. Усачёва); «Баллада о хлебе» (слова В. Балачан, музыка В.Захарченко)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Ход непосредственно образовательной деятельности
«От зернышка до каравая».
Воспитатель: предлагает детям взяться за руки и поздороваться:
«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмем, друг другу руку, побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»
Воспитатель: А о чем мы сегодня будем говорить, чтобы узнать много интересного, вы узнаете, отгадав загадку:
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный. Он и белый
А бывает загорелый (хлеб)
Воспитатель: Да. Мы сегодня будем говорить о хлебе, потому что хлеб – это продукт без которого не обходится ни один день нашей жизни. У есть свой праздник Всемирный день хлеба, который отмечается ежегодно 16 октября. В этот день благодарят всех людей, связанны с производством хлеба и чествуют сам хлебушек.
Назовите людей, занятых в производстве хлеба?
Дети: пекарь, пекарь-кондитер, формовщик, тестовод, агроном, тракторист, комбайнер.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в хлебобулочный магазин, который назван в честь сказочного хлебобулочного героя. Догадались, как зовут этого героя?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Верно, мы отправимся туда с веселой песней.
(Дети под музыку идут в помещение с надписью «Магазин «Колобок».
На столе разложены муляжи хлебобулочных изделий )
Воспитатель: Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на этот стол. Что вы здесь видите?
Дети: Баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д.
Воспитатель: Как можно назвать всё это одним словом?
Дети: Выпечка, хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Совершенно верно. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен
Гостя на Руси встречали всегда с хлебом и солью! Даже пословицы сложили: « Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска!» Как вы объясните эту пословицу?
Дети: Объяснение ребенком пословицы. (1 человек)
(Престолом в старину называли стол посередине избы. Считалось, что если в доме есть хлеб, то стол накрыт, если хлеба нет, то стол - это простая чистая доска)
Воспитатель: А кто из вас знает пословицы о хлебе
(Дети называют пословицы)
- «Хлеб – всему голова! »
- «Калач приестся, а хлеб никогда»
- «Хлеб да вода – богатырская еда»
- «Пот на спине – так и хлеб на столе»
- «Худой обед, если хлеба нет! » и т д
Воспитатель: Правильно, поэтому каждый день на столе и в детском саду, и дома мы кушаем хлеб. Давайте с вами подумаем и скажем много слов, каким бывает хлеб.
Дети: Вкусный, мягкий, аппетитный, черный, белый, горячий, ароматный, черствый и т. п .
Воспитатель: Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом?
Дети: (нет)
Воспитатель:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой.
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Я вас приглашаю вас отправиться в путешествие вместе с Колобком, которое назовём «От зернышка до каравая».
(воспитатель надевает на руку куклу Колобок).
Воспитатель: Ой, да Колобок принес нам какие- то картинки и сундучок. Давайте, его откроем
(воспитатель достает зерна пшеницы, овса, ржи, кукурузы)
Воспитатель: Кто ответит, как называются эти зерна?
Дети: зерновые культуры.
Воспитатель: Чем отличаются зерна пшеницы и овса?
Дети: Зерна пшеницы крупные, круглые, а зерна овса - продолговатые.
Ребенок: Колосок, как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелостью полно.
Воспитатель:
Зёрнышки в колоске спрятаны будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно оно – зёрнышко всему начало.
Воспитатель:
Но что нужно сделать, чтобы они выросли?
Дети: семена злаков посадить в землю.
Воспитатель: Давайте представим, что вы маленькие зернышки.
Физкультминутка (под музыку «Расти, колосок)»
Мы маленькие зёрна (присели)
Сидим пока в земле (коснуться руками пола)
Вот солнце пригревает (встаём)
И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)
Боимся непогоды :
Грозы, дождя и вьюг (наклоны)
Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)
Колосья там и тут.
Воспитатель: Мы с вами читали рассказ Л.Кона «Пшеница и рожь». Расскажите с помощью схемы, как их выращивают.
(Демонстрируется схема рассказа).Ответы детей. –2 человека)
Воспитатель: Теперь вы знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы вырастить колоски пшеницы и ржи.
Давайте вместе еще раз вспомним этапы роста зернышка. И в этом нелегком деле нам помогут иллюстрации, которые принес Колобок.
(ребенок раскладывает в правильной последовательности иллюстрации :
Вспашка земли - Боронование земли - Посев зерен – Рост посевов - Уборка урожая- Элеватор – Мельница – Пекарня)
Воспитатель: Вот видите, какой нелегкий , трудный и долгий труд хлебороба. И чтобы мы могли принести домой батон белого или ржаного хлеба, на славу потрудились и трактористы ,и комбайнеры, и водители. и пекари.
(выкладываются иллюстрации сельскохозяйственной техники)
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о труде.
(Проводится дидактическая игра «Собери пословицы».
Правила игры: Соединить пары картинок по смыслу пословицы и объяснить ее значение.1. Труд человека кормит, а лень портит.2 Без труда не вынешь рыбку из пруда.3.Не трудиться - хлеба не добиться»)
Микаэль:
Важней, чем хлеб, продукта нет:
На завтрак, ужин и обед
Его к столу нам подают.
Хлеб в магазине продают.
Там на прилавках хлеб любой:
Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,
Батон, душистый каравай –
Все, что угодно, выбирай!
Самый вкусный хлеб получается, когда его пекут своими руками. И я вам расскажу , как печет хлеб моя мама. (выносится хлеб)
(Микаэль представляет рецепт домашнего хлеба. «Этот хлеб испекла моя мама. Чтобы испечь такой хлеб, нужны: мука, вода, соль сахар, яйца, масло, дрожжи и печка. Сначала мама берет большую миску, наливает в нее воду, кладет сахар, соль, яйца, масло. Это называется тесто. Чтобы хлеб получился пышным, надо обязательно добавить дрожжи, затем она все перемешивает и ставит в печку. Температура в печке достигает 180 градусов. Когда по квартире начинает пахнуть хлебом, - значит , хлеб испекся. Она его достает из печки. Он очень горячий, но когда он станет теплым, я отламываю поджаристую корочку и с удовольствием ее ем.»
Воспитатель:
«Не у всякой мастерицы
Может Хлеб такой родиться!»
А мастерицы по выпечке хлебобулочных изделий мамы ….. (назвать фамилии мам, представивших рецепты в кулинарную книгу «Колобок
(если останется время, 2-3 ребенка рассказывают рецепты своих мам).
Воспитатель: И в конце нашего путешествия я хочу открыть небольшой секрет: у нашего Колобка есть сестренки и братья.
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки:
(дети надевают шапочки на голову и представляют хлебобулочные изделия)
1.У меня подружки – сдобные ватрушки,
У меня от мака, на лице веснушки. (Булочка);
2.Мы весёлые подружки
Сладким творогом … (ватрушки)
Обойди хоть целый свет,
А вкусней нас к чаю нет.
3.А мы только из печи … (Бублики и калачи)
4. Сделайте одолжение, съешьте…( печенье)
5.Я ….(торт ) с кремовой начинкой,
С шоколадной спинкой.
6. А я - белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
7. Ну, а я -Колобок
Румяный, ароматный
Убежал катился, пел - нашел новых друзей
Воспитатель: «А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»
(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)
- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
Все вместе:
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
С караваем хлеб подносим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль их рук!
( Звучит песня «Баллада о хлебе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" От зернышка до каравая"
Бинарное занятие по фгт в подготовительной группе к школе....
НОД в средней группе "От зернышка к караваю"
Непосредственно образовательная деятельность в рамках интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Труд» с дошкольниками 5 лет. Тема: «От зернышка к караваю». ...
тема: «От зернышка до каравая»
Познавательно-исследовательская деятельность тема: «От зернышка до каравая» Подготовительная группа...
Познавательно – исследовательский проект «От зернышка до каравая»
Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...
Презентация к Познавательно – исследовательскому проекту «От зернышка до каравая»
Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...
«От зернышка до каравая»
Сценарий занятия по познавательно-мсследовательской деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы...
Познавательно-исследовательский проект «От зернышка до каравая»
Не напрасно народ с давних пор и понынеХлеб насущный зовет самой первой святыней.Золотые слова забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!...