Конспект НОД занятия в средней группе «Уроки этикета».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Воронова Татьяна Анатольевна

Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket2020.docx25.4 КБ
Файл uroki_etiketa_1.pptx2.79 МБ
Файл etiket2020.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Улыбка» общеразвивающего вида

Конспект

непосредственной общеобразовательной деятельности

в старшей группе по теме:

«Уроки этикета»

Провела воспитатель

Воронова Т.А.


Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие:

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7, карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо». Р. С. Буре «Как поступают друзья». Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости». Чтение худ. лит-ры: В. Катаев. «Цветик-семицветик»; В. Осеева. «Волшебное слово»; С. Маршак «Жадина». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».


НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Воспитатель: Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (воспитатель поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие, пока улыбка не вернётся к воспитателю.)

Воспитатель: Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе.

Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

Дети садятся на стульчики перед доской.

Воспитатель: Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

-Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

-Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка « Встреча двух друзей»

-Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Маргарита К .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй»! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

« Добрый день», иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю».

О вежливых словах прочитает стихотворение Лада Б.

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

Воспитатель: Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).

Воспитатель: Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).

Назовите только слова благодарности ( спасибо, благодарю).

Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею).

Назовите только слова прощания ( до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).

Воспитатель:  Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

Воспитатель: Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».

Слайды:

ВОПРОСЫ:

- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

-Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

-Если съел конфету и у тебя остался фантик?

-Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

-А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель:  Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо, то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель:  Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

Воспитатель: Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

-Друзья познаются в беде.

-Дружбу помни, а зло забывай.

-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

-Дружба стекло – разобьётся, не сложишь.

-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

Воспитатель:  О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Физкультминутка: Солнышко

Вот как Солнышко встает       (дети поднимают руки через стороны вверх,

Выше, выше, выше ,                 ( поднимаясь на носочки).

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже                                  (дети приседают, опуская руки вниз).

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,              (дети шагают на месте,)

А под Солнышком нам

Весело живется                                                   (дети хлопают в ладоши).

Воспитатель: Лепесток синий - это лепесток «внешний вид».

- Ребята, а что такое внешний вид?

- В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

- Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).

- Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).

- Я называю варианты ответа, а вы ставите веселый смайлик – да, грустный – нет.

- Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:

1. Дорогой.  .

2. Опрятной.   .

3. Модной.  

4. Чистой.    

5. Разорванной

6. Новой.

7.Аккуратной

Воспитатель: Ребята, так какой должна быть одежда.

Дети: (опрятной, чистой, аккуратной)

Воспитатель: И тот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель: Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».

-Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

-Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

-Мыть руки перед едой.

-Чистить зубы перед сном.

-Грызть ногти.

-Пользоваться носовым платком.

-Дразнить и обзывать детей.

-Стричь ногти.

-После сна умываться.

-Расчесываться.

-Ковырять в носу.

-Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).

-Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.

Стихи: 1. Что такое этикет?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Улыбка» общеразвивающего вида

Конспект

Непосредственной общеобразовательной деятельности

в средней группе по теме:

«Уроки этикета»

Провела воспитатель

Воронова Т.А.


Цель: Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов», подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие:

Развивать логическое мышление: умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал: Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7, карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо». Р. С. Буре «Как поступают друзья». Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости». Чтение худ. лит-ры: В. Катаев. «Цветик-семицветик»; В. Осеева. «Волшебное слово»; С. Маршак «Жадина». Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы»; Цветик –семицветик».


НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Воспитатель: Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (воспитатель поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие, пока улыбка не вернётся к воспитателю.)

Воспитатель: Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки. 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе.

Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

Дети садятся на стульчики перед доской.

Воспитатель: Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

-Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье).

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе».

-Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка « Встреча двух друзей»

-Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Маргарита К .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй»! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

« Добрый день», иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю».

О вежливых словах прочитает стихотворение Лада Б.

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

Воспитатель: Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра).

Воспитатель: Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.).

Назовите только слова благодарности ( спасибо, благодарю).

Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею).

Назовите только слова прощания ( до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи).

Воспитатель:  Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

Воспитатель: Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков».

Слайды:

ВОПРОСЫ:

- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

-Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

-Если съел конфету и у тебя остался фантик?

-Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель: Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры». Что такое «Хорошие манеры»?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

-А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель:  Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо, то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель:  Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы».

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети: (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

Воспитатель: Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

-Друзья познаются в беде.

-Дружбу помни, а зло забывай.

-Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

-Дружба стекло – разобьётся, не сложишь.

-Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

Воспитатель:  О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Физкультминутка: Солнышко

Вот как Солнышко встает       (дети поднимают руки через стороны вверх,

Выше, выше, выше ,                 ( поднимаясь на носочки).

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже                                  (дети приседают, опуская руки вниз).

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,              (дети шагают на месте,)

А под Солнышком нам

Весело живется                                                   (дети хлопают в ладоши).

Воспитатель: Лепесток синий - это лепесток «внешний вид».

- Ребята, а что такое внешний вид?

- В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

- Какой должна быть одежда? (чистой, удобной).

- Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен).

- Я называю варианты ответа, а вы ставите веселый смайлик – да, грустный – нет.

- Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего:

1. Дорогой.  .

2. Опрятной.   .

3. Модной.  

4. Чистой.    

5. Разорванной

6. Новой.

7.Аккуратной

Воспитатель: Ребята, так какой должна быть одежда.

Дети: (опрятной, чистой, аккуратной)

Воспитатель: И тот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель: Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек».

-Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

-Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

-Мыть руки перед едой.

-Чистить зубы перед сном.

-Грызть ногти.

-Пользоваться носовым платком.

-Дразнить и обзывать детей.

-Стричь ногти.

-После сна умываться.

-Расчесываться.

-Ковырять в носу.

-Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка).

-Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета.

Стихи: 1. Что такое этикет?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Конспект комплексного занятия для средней группы «Урок вежливости для Буратино»

Формирование дображелательного, вежливого отношения к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам....

Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

Формирует  представление воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе....

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «cтоловый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «cтоловый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»...

Конспект занятия в средней группе по этикету.

Используется в работе с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков.Можно использовать в режимных моментах....

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Советы Даше о столовом этикете"

В ходе занятия у детей расширяются знания о столовом этикете,формируются  культурно-гигиенические навыки,правила по уходу за руками и телом....

Конспект занятия для детей средней группы "Уроки этикета"

Обобщить и расширить знание детей об этикете, формировать навыки культурного поведения у детей....