Активизация словарной работы в процессе познавательной деятельности дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)

Пермякова Елена Ивановна

- Развитие познавательных способностей детей

- Развитие связной речи и формирование словаря.

Варианты разных форм занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В

ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Изучая педагогическую литературу и подходы разных ученых педагогов и методистов по данной проблеме, подробнее хочется остановиться на следующих методических рекомендациях, вызвавших наибольший интерес:

- Э.Д.Фокина, М.В. Базулько Л.П. Астракова, Н.Г Лозинина

"Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в дошкольном образовательном учреждении;

- Кутузова И.А. «Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».

- З.Д/Фокина "Познавательно-речевые занятия в детском саду".

Выше перечисленные методические рекомендации помогли мне разобраться во многих вопросах, преодолеть определенные трудности в планировании работы по развитию познавательных способностей и речи.

Практический материал я успешно применяла в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Во всех возрастных группах решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

- Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

- Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

- Развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач необходимо:

  • Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности

(как самостоятельной, так и специально организованной);

  • Ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую — всех направлений,  художественно-речевую, продуктивную и т.л.), обеспечивающую сотрудничество  воспитателя и ребенка, в том числе речевое;

  • Ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, но рисункам детей ит.д.)

Организуя целенаправленные занятия, использовать новую форму "развития познавательных способностей и речи"; на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Цель и задачи занятия нового типа:

- Развитие познавательных способностей детей

- Развитие связной речи и формирование словаря.

Примерные задачи программного содержания занятия на развитие

познавательных способностей и речи:

- Развитие познавательных способностей;

Формирование знаний у детей о предметах и явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.

- Развитие связной речи и формирование словаря: развитие доказательной,

объяснительной, описательной речи. Учить задавать вопросы. Согласовывать

числительное и прилагательные с существительными. Читать наизусть,

отрывки стихов. Придумывать сказки и т.д.

Варианты разных форм занятий:

1 вариант. Игра-занятие.

Такая форма организации обучения приемлема больше всего в младших и средних группах. Все практические и умственные действия детей подчинены игровому сюжету. В процессе игры - занятия могут иметь место различные элементы обучения, в том числе показ, объяснение, дети охотно выполняет практические действия: сравнения, сопоставление.

Эти занятия динамичны, дети свободно передвигаются по группе в соответствии с сюжетом и практически не утомляются. Примерные темы: «Едем в гости к Степашке", "Путешествие в сказку" и т.д.

2 вариант. Занятие-открытие с постановкой проблемных заданий.

Здесь целесообразно сочетать приемы прямого обучения (путем указаний)

И практические, игровые действия, здания-наблюдения, дети обычно активно, свободно рассуждают, отсутствует стереотип ответов.

Такие занятия проводятся с целью формирования новых знаний и умений

Примерные темы: «Сравнение воды, льда и снега", "Смена дня и ночи" и др.

3 вариант. Занятие-загадка, также с постановкой проблемных заданий.

Такое занятие предусматривает не только расширение знаний, приобретение новых, но и умение применять имеющиеся знания в новых условиях.

Активный поиск решения проблемы требует от детей различных знаний об объектах живой и неживой природы, о предметах быта, об общественной жизни, о пространственных измерениях и т.д. Опыт показывает, что поисковая деятельность занимает детей, они активны в общении, легко вспоминают и используют в речи художественно-познавательный материал пословицы, загадки, потешки, элементы сказок, считалки.  Используют речевое творчество.

4 вариант. Занятия с элементами занимательности.

К ним можно отнести различные викторины, а также комплексные занятия. И те, и другие строится на знакомом и очень эмоциональном материале, поэтому всегда несут детям радость, удовольствие. По своим задачам эти занятия направлены на анализ знаний детей по некоторым темам. Примерные темы: «Знатоки русских сказок", "Поэзия С.Маршака" и др.

Таким образом, занятия, построенные на интересе детей, с учетом их активности, позволяют развивать не только умственные способности, но и в естественных условиях совершенствовать навыки связной речи, их речевое творчество.

Хорошим помощником в моей работе явилась брошюра»

Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении" автор Э.Д.Фокина. Для каждой возрастной группы дана подборка тематики занятий, подробны, выделены программные задачи, указана методическая литература. Темы для занятий спланированы на весь учебный год с поквартальной разбивкой и это очень удобно.

 

                                                 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.Содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с предметами, с жизнью и трудом взрослых.

Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам....

Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

Консультация для педагогов "Эффективные приёмы создания мотивации в процессе познавательной деятельности дошкольников"

Представленная презентация представлена для передачи педагогического опыта на актуальную тему:Эффективные приёмы создания мотивации в процессе познавательной деятельности дошкольников. Актуальность те...

«Обогащение и активизация словаря детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

РЕЧЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление на тему «Обогащение и активизация словаря детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности» я хотела бы нач...