Активизация словарной работы в процессе познавательной деятельности дошкольников
статья по развитию речи (средняя группа)
- Развитие познавательных способностей детей
- Развитие связной речи и формирование словаря.
Варианты разных форм занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarnoy_raboty_v_protsesse_poznavatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В
ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Изучая педагогическую литературу и подходы разных ученых педагогов и методистов по данной проблеме, подробнее хочется остановиться на следующих методических рекомендациях, вызвавших наибольший интерес:
- Э.Д.Фокина, М.В. Базулько Л.П. Астракова, Н.Г Лозинина
"Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в дошкольном образовательном учреждении;
- Кутузова И.А. «Как обновить педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».
- З.Д/Фокина "Познавательно-речевые занятия в детском саду".
Выше перечисленные методические рекомендации помогли мне разобраться во многих вопросах, преодолеть определенные трудности в планировании работы по развитию познавательных способностей и речи.
Практический материал я успешно применяла в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Во всех возрастных группах решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:
- Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
- Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
- Развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- Формировать речь детей через развитие познавательной деятельности
(как самостоятельной, так и специально организованной);
- Ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую — всех направлений, художественно-речевую, продуктивную и т.л.), обеспечивающую сотрудничество воспитателя и ребенка, в том числе речевое;
- Ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, но рисункам детей ит.д.)
Организуя целенаправленные занятия, использовать новую форму "развития познавательных способностей и речи"; на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
Цель и задачи занятия нового типа:
- Развитие познавательных способностей детей
- Развитие связной речи и формирование словаря.
Примерные задачи программного содержания занятия на развитие
познавательных способностей и речи:
- Развитие познавательных способностей;
Формирование знаний у детей о предметах и явлениях окружающего мира, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Развитие связной речи и формирование словаря: развитие доказательной,
объяснительной, описательной речи. Учить задавать вопросы. Согласовывать
числительное и прилагательные с существительными. Читать наизусть,
отрывки стихов. Придумывать сказки и т.д.
Варианты разных форм занятий:
1 вариант. Игра-занятие.
Такая форма организации обучения приемлема больше всего в младших и средних группах. Все практические и умственные действия детей подчинены игровому сюжету. В процессе игры - занятия могут иметь место различные элементы обучения, в том числе показ, объяснение, дети охотно выполняет практические действия: сравнения, сопоставление.
Эти занятия динамичны, дети свободно передвигаются по группе в соответствии с сюжетом и практически не утомляются. Примерные темы: «Едем в гости к Степашке", "Путешествие в сказку" и т.д.
2 вариант. Занятие-открытие с постановкой проблемных заданий.
Здесь целесообразно сочетать приемы прямого обучения (путем указаний)
И практические, игровые действия, здания-наблюдения, дети обычно активно, свободно рассуждают, отсутствует стереотип ответов.
Такие занятия проводятся с целью формирования новых знаний и умений
Примерные темы: «Сравнение воды, льда и снега", "Смена дня и ночи" и др.
3 вариант. Занятие-загадка, также с постановкой проблемных заданий.
Такое занятие предусматривает не только расширение знаний, приобретение новых, но и умение применять имеющиеся знания в новых условиях.
Активный поиск решения проблемы требует от детей различных знаний об объектах живой и неживой природы, о предметах быта, об общественной жизни, о пространственных измерениях и т.д. Опыт показывает, что поисковая деятельность занимает детей, они активны в общении, легко вспоминают и используют в речи художественно-познавательный материал пословицы, загадки, потешки, элементы сказок, считалки. Используют речевое творчество.
4 вариант. Занятия с элементами занимательности.
К ним можно отнести различные викторины, а также комплексные занятия. И те, и другие строится на знакомом и очень эмоциональном материале, поэтому всегда несут детям радость, удовольствие. По своим задачам эти занятия направлены на анализ знаний детей по некоторым темам. Примерные темы: «Знатоки русских сказок", "Поэзия С.Маршака" и др.
Таким образом, занятия, построенные на интересе детей, с учетом их активности, позволяют развивать не только умственные способности, но и в естественных условиях совершенствовать навыки связной речи, их речевое творчество.
Хорошим помощником в моей работе явилась брошюра»
Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении" автор Э.Д.Фокина. Для каждой возрастной группы дана подборка тематики занятий, подробны, выделены программные задачи, указана методическая литература. Темы для занятий спланированы на весь учебный год с поквартальной разбивкой и это очень удобно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.Содержание словарной работы в процессе ознакомления дошкольников с предметами, с жизнью и трудом взрослых.
Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам....
Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.Ключевые сло...
Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности дошкольников
Презентация к семинару-практикуму для воспитателей...
«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...
Консультация для педагогов "Эффективные приёмы создания мотивации в процессе познавательной деятельности дошкольников"
Представленная презентация представлена для передачи педагогического опыта на актуальную тему:Эффективные приёмы создания мотивации в процессе познавательной деятельности дошкольников. Актуальность те...
«Обогащение и активизация словаря детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
РЕЧЬ К ВЫСТУПЛЕНИЮЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление на тему «Обогащение и активизация словаря детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности» я хотела бы нач...