Проект "Книжный дом"
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
СП «Андреевская начальная школа-детский сад» МБОУ СШ №3 города Няндома
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Книжный дом»
(подготовительная группа)
Воспитатель :Лысцева Н.Ю.
.
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- По составу участников: групповой
- По целевой установке: творческий
Вид проекта: познавательный
Возраст детей: подготовительная группа
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)
09.04.2018-13.04.2018
Актуальность:
Дети мало интересуются книгами.
Поколение нынешних дошкольников и школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что развитое телевидение, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевиденью, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Всё так, но стоит ли драматизировать? Следует понимать, что чтение – вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать ему мультфильмы из интернета и.д. А педагоги бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, логически и последовательно излагать свои мысли. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Проблемы, на решение которых направлен проект: дети мало интересуются книгами.
Цель проекта: привитие детям любви к книге.
Формирование интереса и потребности в чтении книги, создание партнёрских, дружеских отношений всех участников образовательных отношений. Воспитание будущих книголюбов.
Задачи проекта:
- Вызвать интерес к книге.
- Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.
- Познакомить с историей создания книги, работой библиотеки. Закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке
- Воспитывать партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
1 этап «Подготовительный»
Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности
Цель: вызвать у детей группы интерес
Мероприятия:
- Изучение педагогической литературы. Определение целей и задач, составление плана работы.
- Подбор материала, художественной литературы, мультипликационных фильмов, детских песен связанных с темой проекта.
- Подбор материала по теме «Детские писатели». Подбор пословиц и загадок о книге, сказки, стихи, рассказы, энциклопедии, детские журналы, басни, были.
- Составление памяток для родителей
- Подготовка консультаций для родителей.
- Анкетирование родителей
2 этап «Основной». Реализация проекта. Совместная деятельность с детьми
Цель: включить воспитанников группы и их родителей в деятельность по осуществлению плана проекта
Мероприятия:
- Оснащение предметно- развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки книг).
- Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики.
- Консультация для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?»
3 этап «Заключительный»
Цель: получение продукта проектной деятельности.
Мероприятия:
- Изготовление книжек- малышек с родителями.
- Организация выставки
Вывод. В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги.
Социально- коммуникативная: -Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов. -Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница". -и/у: «Наведем порядок в книжном уголке», -Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского. -Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». «Книжная мастерская» «Книжный магазин». | Познавательная: -Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?» - Беседы: «Из чего состоит книга?» «Откуда пришла книга» ««История книги», «Где живут книги», «Важно ли уметь читать?» - Показ презентации «История рассказанная книгой». - Драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы. -Правила пользования книгой -Знакомство с профессией библиотекаря -Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, А. Барто, К. Чуковский. -Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, и т.д. - Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги» - Театрализованная деятельность. | Речевая: -Рассматривание иллюстраций к сказкам -Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" и др. -Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского -Беседа по сказкам Д.и: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»; |
Художественно- эстетическая: -Художественное творчество: Коллаж "Чудо-дерево" -Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина -НОД по рисованию на тему "Книжка" -НОД по творческому рисованию "Закаляка" НОД по аппликации: «Закладка для книг»
- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой». | Физическая: -Выполнение движений под стихотворения, потешки. -Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика на основе литературных произведений -Подвижные игры (в том числе и народные) -Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо- игры). -Физминутки | Взаимодействие с родителями: -Памятка родителям «Как привить ребенку любовь к чтению?» -Памятка «Десять причин начать читать в семье». - Акция «Книга в подарок в книжный уголок |
В результате проделанной работы можно отметить значительные изменения.
У детей повысился интерес к книгам также к созданию собственных мини книг.
Родители стали активно участвовать в выставках работ своих детей. Систематизация работы по обогащению и расширению представлений детей о книге, помогло формированию у дошкольников интереса и любви к книгам.
Данные получены на основании:
- Наблюдений за работой детей.
- По проведенным выставкам и конкурсам.
- Бесед, рассматривания иллюстраций.
- Применения знаний детей в игре.
“
Приложение №1
Приложение №2
Загадки и пословицы о книге
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(книга)
Сама мала, а ума придала.
(книга)
Без языка, без голоса,
А все рассказывает.
(книга)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
(книга)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(книга)
Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне
(книга)
На странице букваря тридцать три богатыря
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.
(буквы алфавита)
Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
(буквы)
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(школа)
Молчалива и скромна,
Интересна и умна.
Догадайся, кто она.
(книга)
Каждый сколько нужно берет, а все остается.
(книга)
Кто молча учит?
(книга)
Иду по грядкам – рву без счета:
(чтение)
На грядках не убывает, а в голове прибывает.
(знания из книги)
Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.
(буквы)
Приложение №3
Пословицы
Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Аз да Буки избавляют нас от скуки.
Книги читай, а дела не забывай.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книги книгой, да и своим умом двигай.
Испокон века книги растит человека.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто работает без книг, решетом воду черпает.
Кто много читает, тот много знает.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга – зеркало жизни.
Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
Кто много читает, тот много знает.
Прочел книгу – встретился с другом.
Хорошая книга – лучший друг.
Книга – твой друг, без нее как без рук
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Грамотею и книга в руки.
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
Ему и книги в руки.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать – не в ладушки играть.
Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Приложение №4
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Закладки для книги»
Цель: Всестороннее и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами оригами, как художественным способом конструирования из бумаги, развитие мелкой моторики.
Обучающие задачи:
Продолжать обучать детей различными приёмами работы с бумагой в технике оригами.
Развивающие задачи: Развивать память, внимание, пространственное воображение. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать аккуратность в работе.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей интерес к искусству оригами.
Интегрирование по областям:
Познание, коммуникация, социализация, творчество.
Технологии:
Творчески-репродуктивная оригами.
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением закладок, схема складывания закладки, закладки сделанные из разных материалов.
Раздаточный материал:
Цветные полоски ширенной 8см длиной 20 см, клей-карандаш, схема сложения.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворения «Доброе утро»
Ожидаемые результаты:
Дети освоят навык работы с бумагой в технике оригами. Больше узнают о истории
закладки.
Ход:
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, отзывчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, но с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.(книга)
В: А где книги хранятся?
А где в нашей группе находятся книги?
Как с книгами надо обращаться, чтобы они были в хорошем состоянии и долго нам служили?
Ребята мы с вами тоже любим читать книги, но не всегда нам удаётся дочитать книгу до конца, и я вас прошу запомнить номер страницы, на которой мы остановились. Некоторые интересные книги можно перечитывать несколько раз. А чтобы не забыть нужную страничку, нужна ..... уже догадались? Верно, книжная закладка!!!
Если в книжке есть закладка, то и книжка в порядке. Странички в книге не загнуты, не помяты. И книжка дольше служит читателям.
А в старину закладки ценились очень высоко. Их дарили не простым людям, а царственным особам. Изготавливали закладки из разных материалов: железа, серебра, золота, кожи, слоновой кости. Из-за своего красивого внешнего вида они являлись ещё и предметом искусства и гордости коллекционеров.
В наше время закладки все чаще делают из бумаги и используют как сувенир в рекламных целях: реклама продуктов, одежды, книг и их авторов, библиотек, музеев.
Но самые интересные закладки – те, что сделаны своими руками. Для их изготовления требуется проявить творчество, фантазию, воображение. Надо только решить как украсить, что изобразить.
Вот и получается, что любая книжная закладка – это не пустая безделица, а очень важная, нужная, да и просто волшебная вещь. Можно даже сказать, что книжная закладка – для ума и рук зарядка! Попробуйте удивить своих друзей, подарите им закладку вашего собственного изготовления.
Посмотрите, я вам принесла несколько разных закладок, сделанных из разного материала.
Закладка
Я — нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
Давайте вместе сделаем для наших книг закладки «карандаши»
- Для изготовления закладки возьмем цветную бумагу, окрашенную только, с одной стороны. Размер бумаги 8 на 20 см.
2) Переворачиваем бумагу белой стороной и откладываем тонкую желтую полоску на белом фоне.
3) Затем обратно переворачиваем наш лист бумаги и сложим его пополам и слегка наметим центральную линию.
4) Наметили и теперь подгибаем к центральной линии один треугольник и второй, с другой стороны.
5) Еще раз подгибаем к центральной линии треугольник. И он у нас становится длиннее и то же самое проделываем, с другой стороной.
6) Переворачиваем ее и нижнюю часть закладки мы загибаем до верхней и намечаем складку. Затем еще раз перевернем заготовку и складываем в одну сторону бумагу и в другую.
7) С левой стороны у вас образовался кармашек и в него вы кладете полоску, которая находится справа. Это делается для того, чтобы закладка не раскрывалась.
8) Левая сторона закладки еще немного приоткрывается. И поэтому вы используйте клей.
9) Наш карандаш закладка готова!
Приложение №5
Конспект интегрированной НОД по изодеятельности «Удивительные истории» (по стихотворениям С. Михалкова «Рисунок» и К.И. Чуковского «Закаляка».
Цель: Развивать тонкокоординированные движения рук. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров. Знакомить детей с творчеством С. Михалкова, К.И. Чуковского.
Развивать графические навыки. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус. Продолжать готовить руку к письму. Закреплять известные виды штриховки.
Материал: альбом, простой карандаш, ватман , цветные карандаши.
Длительность ННОД: 20 минут.
Предварительная работа: в индивидуальной деятельности с одним ребёнком выучить стихотворение К.И. Чуковского «Закаляка», а с другим – стихотворение С. Михалкова «Рисунок».
Ход мероприятия:
Ребёнок выходит к доске и говорит: - «Что со мной сейчас приключилось….»
Воспитатель: - «дети, давайте послушаем и нарисуем Сашину историю. Когда будете рисовать не раскрашивайте, а штрихуйте» (ребёнок рассказывает стихотворение и составляет рисунок у доски, а другие в альбомах).
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу,
Потом под ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром,
И молния над садом.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше.
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.
Второй ребёнок: - «А со мной, вот что случилось……..».
Воспитатель: - «Дали Валечке тетрадь,
Стала Валя рисовать…..»
Ребёнок: - «Это – козочка рогатая,
Это – ёлочка мохнатая,
“Это – дядя с бородой,
Это – дом с трубой».
Воспитатель: «Ну а это, что такое?
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
Ребёнок: «Это Бяка – Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
Воспитатель: «Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
Ребёнок: «Я её боюсь!».
Воспитатель: «Дети, вы нарисовали интересные рисунки, а давайте их отошлём на передачу «Устами младенца», пусть ведущий отдаст ваши рисунки участника игры, а те угадают, о чём вы рисовали. (воспитатель достаёт большой конверт, кладёт в него рисунки). Отдадим это конверт почтальону Печкину, а он доставит его куда надо.