Проект "Книжный дом"
проект по развитию речи

Лысцева Нина Юрьевна

Читаем, читаем и читаем детям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnyy_dom.docx965.04 КБ

Предварительный просмотр:

СП «Андреевская начальная школа-детский сад» МБОУ СШ №3 города Няндома

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Книжный дом»

(подготовительная группа)


Воспитатель :Лысцева Н.Ю.

.

 

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:  

  • По составу участников: групповой
  • По целевой установке: творческий

Вид проекта: познавательный

Возраст детей: подготовительная группа

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

 09.04.2018-13.04.2018

Актуальность:

Дети мало интересуются книгами.

Поколение нынешних дошкольников и школьников в массе не хочет читать книги. Таким положением вещей обеспокоены многие родители. Следует признать, что развитое телевидение, «навороченные» телефоны, компьютеры и Интернет в основном не способствуют приобщению подрастающего поколения к книжной культуре, хорошей литературе. У детей формируется, в первую очередь, психологическая привязанность к телевиденью, Интернету, социальным сетям и мобильным терминалам. Всё так, но стоит ли драматизировать? Следует понимать, что чтение – вообще, достаточно непростой творческий акт, в котором задействованы сложные психические процессы: внимание, представление и воображение. В процессе и в результате чтения каждый человек по-своему представляет героев и события. Телевиденье и кино подаёт всё в готовом виде. Многие родители думают так: зачем ребёнку читать, если он может посмотреть кино, скачать ему мультфильмы из интернета и.д. А педагоги бьют тревогу: дети безграмотно пишут, не умеют рассуждать, логически и последовательно излагать свои мысли. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Проблемы, на решение которых направлен проект: дети мало интересуются книгами.

Цель проекта: привитие детям любви к книге.

Формирование интереса и потребности в чтении книги, создание партнёрских, дружеских отношений всех участников образовательных отношений. Воспитание будущих книголюбов.

Задачи проекта:

- Вызвать интерес к книге.

- Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.

- Познакомить с историей создания книги, работой библиотеки. Закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке

- Воспитывать партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Образовательные области: 

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

 - художественно-эстетическая;

- физическая.

1 этап «Подготовительный» 

Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности

Цель: вызвать у детей группы интерес

Мероприятия:

  • Изучение педагогической литературы. Определение целей и задач, составление плана работы.
  • Подбор материала,  художественной литературы, мультипликационных фильмов, детских песен связанных с темой проекта.
  • Подбор материала по теме «Детские писатели». Подбор пословиц и загадок о книге, сказки, стихи, рассказы, энциклопедии, детские журналы, басни, были.
  • Составление памяток для родителей
  • Подготовка консультаций для родителей.
  • Анкетирование родителей

2 этап «Основной». Реализация проекта. Совместная деятельность с детьми

Цель: включить воспитанников группы и их родителей в деятельность по осуществлению плана проекта

Мероприятия:

  • Оснащение предметно- развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки книг).
  •  Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики.
  • Консультация для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?»

3 этап «Заключительный»

Цель: получение продукта проектной деятельности.

Мероприятия:

  • Изготовление книжек- малышек  с родителями.
  • Организация выставки


Вывод. В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» дети стали любознательнее, у них повысился интерес к книгам. А главное - у детей появилась потребность в семейном чтении книги.

Социально- коммуникативная:

-Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов.

-Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница".

-и/у: «Наведем порядок в книжном уголке»,

-Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского.

-Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». «Книжная мастерская» «Книжный магазин».

Познавательная:

-Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?»

- Беседы: «Из чего состоит книга?» «Откуда пришла книга» ««История книги», «Где живут книги», «Важно ли уметь читать?»

- Показ презентации «История  рассказанная книгой».

- Драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы.

-Правила пользования книгой

-Знакомство с профессией библиотекаря

-Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, А. Барто, К. Чуковский.

-Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, и т.д.

- Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги»

- Театрализованная деятельность.

Речевая:

-Рассматривание иллюстраций к сказкам

-Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" и др.

-Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского

-Беседа по сказкам

Д.и: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки»,  Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой?»;

Художественно- эстетическая:

-Художественное творчество:

Коллаж "Чудо-дерево"

-Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина

-НОД по рисованию на тему "Книжка"

-НОД по творческому рисованию "Закаляка"

НОД по аппликации: «Закладка для книг»  

 

- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Физическая:

-Выполнение движений под стихотворения, потешки.

-Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика на основе литературных произведений

-Подвижные игры (в том числе и народные)

-Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо- игры).

-Физминутки

Взаимодействие

с родителями:

-Памятка родителям «Как привить ребенку любовь к чтению?»

-Памятка «Десять причин начать читать в семье».

- Акция «Книга в подарок в книжный уголок

В результате проделанной работы можно отметить значительные изменения.

У детей  повысился интерес к книгам  также к созданию собственных мини книг.

Родители стали активно участвовать в выставках работ своих детей. Систематизация работы по обогащению и расширению представлений детей о книге, помогло формированию у дошкольников интереса и любви к книгам.

Данные получены на основании:

  • Наблюдений за работой детей.
  • По проведенным выставкам и конкурсам.
  • Бесед, рассматривания иллюстраций.
  • Применения знаний детей в игре.

C:\Users\Цветочный\Desktop\проект\б.jpg        C:\Users\Цветочный\Desktop\проект\b1.jpg

 

C:\Users\Цветочный\Desktop\проект\b2.jpg “

Приложение №1

C:\Users\Илья\Desktop\Новая папка (14)\Скриншот 20-12-2018 212105.png



                                                                                                       

     Приложение №2

Загадки и пословицы о книге

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(книга)

Сама мала, а ума придала.

(книга)

Без языка, без голоса,

А все рассказывает.

(книга)

Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках.

(книга)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(книга)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(книга)

Поселились мудрецы

В застекленные дворцы,

В тишине наедине

Открывают тайны мне

(книга)

На странице  букваря тридцать три богатыря

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.

(буквы алфавита)

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

(буквы)

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(школа)

Молчалива и скромна,

Интересна и умна.

Догадайся, кто она.

(книга)

Каждый сколько нужно берет, а все остается.

(книга)

Кто молча учит?

(книга)

Иду по грядкам – рву без счета:

(чтение)

На грядках не убывает, а в голове прибывает.

(знания из книги)

Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.

(буквы)

Приложение №3

Пословицы

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

Книги книгой, да и своим умом двигай.

Испокон века книги растит человека.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – зеркало жизни.

Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел книгу – встретился с другом.

Хорошая книга – лучший друг.

Книга – твой друг, без нее как без рук

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Грамотею и книга в руки.

Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

Ему и книги в руки.

Книги не говорят,  а правду сказывают.

Книги читать – не в ладушки играть.

Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.


Приложение №4


Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Закладки для книги»

Цель: Всестороннее и интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами оригами, как художественным способом конструирования из бумаги, развитие мелкой моторики.

Обучающие задачи:

Продолжать обучать детей различными приёмами работы с бумагой в технике оригами.

Развивающие задачи: Развивать память, внимание, пространственное воображение. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев. Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать аккуратность в работе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать  у детей интерес к искусству оригами.

Интегрирование по областям:

Познание, коммуникация, социализация, творчество.

Технологии:

  Творчески-репродуктивная оригами.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением закладок, схема складывания закладки, закладки сделанные из разных материалов.

Раздаточный материал:

Цветные полоски ширенной 8см длиной 20 см, клей-карандаш, схема сложения.

   Предварительная работа:

 Разучивание стихотворения «Доброе утро»

Ожидаемые результаты:

Дети освоят навык работы с бумагой в технике оригами. Больше узнают о истории

закладки.

Ход:

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встречи здороваться

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, отзывчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Отгадайте загадку.

Хоть не шляпа, но с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.(книга)

В: А где книги хранятся?

А где в нашей группе находятся книги?

Как с книгами надо обращаться, чтобы они были в хорошем состоянии и долго нам служили?

 Ребята мы с вами тоже любим читать книги, но не всегда нам удаётся дочитать книгу до конца, и я вас прошу запомнить номер страницы, на которой мы остановились.  Некоторые интересные книги можно перечитывать несколько раз. А чтобы не забыть нужную страничку, нужна ..... уже догадались? Верно, книжная закладка!!!
Если в книжке есть закладка, то и книжка в порядке. Странички в книге не загнуты, не помяты. И книжка дольше служит читателям. 
А в старину закладки ценились очень высоко. Их дарили не простым людям, а царственным особам. Изготавливали закладки из разных материалов: железа, серебра, золота, кожи, слоновой кости. Из-за своего красивого внешнего вида они являлись ещё и предметом искусства и гордости коллекционеров.
В наше время закладки все чаще делают из бумаги и используют как сувенир в рекламных целях: реклама продуктов, одежды, книг и их авторов, библиотек, музеев. 
Но самые интересные закладки – те, что сделаны своими руками. Для их изготовления требуется проявить творчество, фантазию, воображение. Надо только решить как украсить, что изобразить. 
Вот и получается, что любая книжная закладка – это не пустая безделица, а очень важная, нужная, да и просто волшебная вещь. Можно даже сказать, что книжная закладка – для ума и рук зарядка! Попробуйте удивить своих друзей, подарите им закладку вашего собственного изготовления

Посмотрите, я вам принесла несколько разных закладок, сделанных из разного материала.

Закладка
Я — нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Давайте вместе сделаем для наших книг закладки «карандаши»

  1. Для изготовления закладки возьмем цветную бумагу, окрашенную только, с одной стороны. Размер бумаги 8 на 20 см.

2) Переворачиваем бумагу белой стороной и откладываем тонкую желтую полоску на белом фоне.

 3) Затем обратно переворачиваем наш лист бумаги и сложим его пополам и слегка наметим центральную линию.

 4) Наметили и теперь подгибаем к центральной линии один треугольник и второй, с другой стороны.

5) Еще раз подгибаем к центральной линии треугольник. И он у нас становится длиннее и то же самое проделываем, с другой стороной.

6) Переворачиваем ее и нижнюю часть закладки мы загибаем до верхней и намечаем складку. Затем еще раз перевернем заготовку и складываем в одну сторону бумагу и в другую.

7) С левой стороны у вас образовался кармашек и в него вы кладете полоску, которая находится справа. Это делается для того, чтобы закладка не раскрывалась.

8) Левая сторона закладки еще немного приоткрывается. И поэтому вы используйте клей.

9) Наш карандаш закладка готова!

Приложение №5

Конспект интегрированной НОД по изодеятельности «Удивительные истории» (по стихотворениям С. Михалкова «Рисунок» и К.И. Чуковского «Закаляка».

 

Цель:  Развивать тонкокоординированные движения рук. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров. Знакомить детей с творчеством С. Михалкова, К.И. Чуковского.

Развивать графические навыки. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус. Продолжать готовить руку к письму. Закреплять известные виды штриховки.

Материал: альбом, простой карандаш, ватман , цветные карандаши.

Длительность ННОД:   20 минут.

Предварительная работа:  в индивидуальной деятельности  с одним ребёнком выучить стихотворение К.И. Чуковского «Закаляка», а с другим – стихотворение С. Михалкова «Рисунок».

 

 

Ход мероприятия:

 

Ребёнок выходит к доске и говорит: - «Что со мной сейчас приключилось….»

Воспитатель: - «дети, давайте послушаем и нарисуем Сашину историю. Когда будете рисовать не раскрашивайте, а штрихуйте» (ребёнок рассказывает стихотворение и составляет рисунок у доски, а другие в альбомах).

 

 

Я карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,

В саду пятнадцать точек,

Как будто яблоки висят

И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

Оранжевой – дорогу,

Потом под ними облака

Подрисовал  немного.

И эти тучи я потом

Проткнул стрелой. Так надо,

Чтоб на рисунке вышел гром,

И молния над садом.

Ещё я  дождик удлинил –

Он сразу в сад ворвался,

Но не хватило мне чернил,

 А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,

Залез как можно выше.

И там рисунок приколол,

Хотя он плохо вышел.

 

Второй ребёнок:  - «А  со мной, вот что  случилось……..».

Воспитатель:  -                                        «Дали Валечке тетрадь,

                                                                    Стала Валя рисовать…..»

Ребёнок:    -                                              «Это – козочка рогатая,

Это – ёлочка мохнатая,

“Это – дядя с бородой,

Это – дом с трубой».

Воспитатель:                                           «Ну а это, что такое?

Непонятное, чудное,

С десятью ногами,

С десятью рогами?»

Ребёнок:                                                  «Это Бяка –  Закаляка

                               Кусачая,

Я сама из головы её выдумала».

Воспитатель:                                            «Что ж ты бросила тетрадь,

Перестала рисовать?»

Ребёнок:                                                   «Я её боюсь!».

Воспитатель: «Дети, вы нарисовали интересные рисунки, а давайте их отошлём на передачу «Устами младенца», пусть ведущий отдаст ваши рисунки участника игры, а те угадают, о чём вы рисовали. (воспитатель достаёт большой конверт, кладёт в него рисунки). Отдадим это конверт почтальону Печкину, а он доставит его куда надо.