Статья « Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
материал по развитию речи (средняя группа)
Актуальность
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и
большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в
детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по
количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют
играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на
игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен
различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и
спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели
стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или
прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что
дошкольники не умеют и не хотят играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_32.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем и развиваем речевое дыхание
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание, которое входит в сложную функциональную речевую систему и представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Большое число исследователей, а также мой личный опыт указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Процесс формирования правильного речевого дыхания достаточно долгий и кропотливый: от постановки правильного диафрагмального типа дыхания и формирования длительного ротового выдоха до тренировки удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы. А так как в дошкольном возрасте основным и самым любимым видом деятельности является игра, стараюсь использовать на всех этапах как можно больше игровых приёмов. Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами, которые использую в своей работе.
На этапе отработки воздушной струи без участия голоса можно использовать следующие игры:
“Ароматный цветочек” - на искусственный цветок предварительно капаю капельку аромамасла и предлагаю сделать вдох, задержать дыхание- понюхать цветок (вдохнуть аромат).
“Сильный ветер” - сделать вдох и резким выдохом задуть свечу.
“Тихий ветерок” - сделать вдох и по сигналу медленно дуть на пламя свечи, чтобы оно отклонялось, но не гасло.
”Снегопад” – предлагаю малышу подуть на снежинки, сделанные из бумажных салфеток, так, чтобы они полетели.
“Гонки” - через короткую трубочку предлагаю детям подуть на бумажные машинки. Чья машинка одержит победу в гонках.
”Султанчик” - предлагаю долго дуть на султанчик из полосок цветной бумаги. “Весёлые карандаши” - предлагаю детям вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (можно в соревновательной форме).
“Буря в стакане” - предлагаю подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
“Мыльные пузыри” - чей пузырь будет летать дольше?
“Футбол” - дети задувают мячи из ваты в футбольные ворота.
На этапе отработки воздушной струи с участием голоса использую такие игровые приемы:
Для отработки удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных и согласных звуков использую звукоподражания. (Труба гудит: у-у-у-у-у; пароход гудит: у-у-у-у-у; медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; ветер воет: у-у-у; девочка плачет: а-а-а; комар летит: з-з-з; змея шипит ш-ш-ш и т.д.)
“Эхо в лесу”. Детей распределяю на две группы. Первая группа вместе с мной громко произносит звуки или их сочетания. Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.
“Вьюга” - вместе с детьми изображаем сначала начало вьюги - тихое, длительное у-у-у, затем вьюга усиливается - громкое длительное у-у-у.
“Насос” - ребёнок встаёт прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища и произнесением звука с-с-с.
“Дровосек”. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Ребенок поднимает сцепленные руки вверх – вдох, опускает вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х.
“Петух”. Ребенок встает прямо, руки опущены. Затем поднимает руки в стороны, хлопает ими по бедрам. Выдыхая, произносит: ку-ка-ре-ку.
Призываю всех педагогов не забывать о роли игры и игровых моментов в нашей работе. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...
"Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности".
Материалы для родителей об сосбенностях развития речи детей дошкольного возраста...
Особенности развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
В консультации для родителей представлен материал для развития речи детей в игравой деятельности...
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте "игра" - это ведущая деятельность....
Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Статья для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Статья Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
СтатьяРазвитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности....