Cодержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
консультация по развитию речи
В данном материале предлагаются виды работы воспитателя по развитию разных сторон речи : звукопроизношение, дикция, орфоэпическая сторона речи, темп, выразительность речи, качество голоса, формированию речевого слуха и фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
coderzhanie_raboty_po_vospitaniyu_zvukovoy_kultury_rechi_u_doshkolnikov.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Cодержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
- Формирование правильного произношения звуков.
Содержание работы:
- Артикуляционная гимнастика (проводится во второй младшей, средней и старшей группах)-в младшей и средней группах ежедневно, в старшей-3-4 раза в неделю.
- Звукоподражания и рассказы со звукоподражанием (например 'Теремок').
- Чистоговорки,потешки,скороговорки.
- Дыхательная гимнастика.
- Выработка дикции. Дикция зависит, прежде всего, от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точности движения артикуляционного аппарата.
Содержание работы:
- В младшей группе-звукоподражание.
- В старшей и подготовительной группах-скороговорки.
- Работа над словопроизношением, ударением, орфоэпической стороной речи.
Содержание работы :
- Произнесение трудных слов (велосипед, температура…)
- Кто лучше скажет.
-Включение в рассказы.
- Закончи предложение.
- Произнесение слов с правильной постановкой ударения (начал,начала,начали)
-Включение в рассказы.
-Инсценировки.
-Обыгрывание игрушками.
- Работа с орфоэпической стороной (правильное произношение слов). Воспитатель должен быть образцом правильной речи,при общении с детьми использовать публичную речь.
- Игры(Магазин, Библиотека…)
- В старших группах-слушание сказок.
- Воспитание темпа речи и качества голоса (во всех возрастных группах).
Содержание работы:
- Приучать не говорить быстро, уметь менять силу, высоту голоса в зависимости от условий.
- В младшей группе-воздействие в игре, объяснение при чтении, почему в данном случае нельзя говорить громко.
- Воспитание выразительности речи.
Содержание работы:
- Стихотворения.
- Ролевые игры.
- Пересказ по ролям.
- Обсуждение характеристики персонажа ( Лиса хитрая, тоненько говорит, ласково; Медведь…).
- Формирование речевого слуха.
Содержание работы:
- Узнавание звуков и места, откуда они исходят.
- Распознавание слов, сказанных издалека, шёпотом.
- Развитие фонематического восприятия.
Содержание работы:
- Звуковой анализ и синтез слов.
- Доскажи слово в рифму.
Дыхательная гимнастика (преимущественно для младших и средних групп)
- «Мишка» Руки в стороны. Идем вперевалочку, как мишка, и говорим: «Ух!.. Ух!..»
- «Цветочек» Подносим к ребенку воображаемый цветочек. Вдыхаем носиком и говорим: «Ах!»
- «Слон» Руки сложены вместе и вытянуты вперед (изображаем хобот слона). Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. На каждый наклон говорим поочередно один из слогов: «ха», «хо», «ху», «хи».
- «Шарик» Ладошки ребенка плотно прижаты друг к другу. Говорим: «ш-ш-ш» - и ладошки расходятся, показывая, как надувается шарик.
- «Машинка» Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую, в виде восьмерки. Вместе с ребенком провезите маленькую машинку по дорожке, произнося при этом: «а-а-а», затем «о-о-о», «у-у-у», «и-и-и» и сливая два гласных: «а-о».., три гласных: «а-о-у».., и все четыре гласных: «а-о-у-и».
- «Свеча» Нарисуйте на тонкой бумаге свечку с пламенем и вырежьте её. Попросите ребенка дуть на нее, чтобы «пламя» колыхалось. Можно приклеить к нитке кусочки ватки, дуть на них, чтобы ватка колыхалась.
- «Волшебник» Взмахнуть руками и задержать их наверху. Теперь плавно опускать их и повторять: «м-м-м-а». Продолжать игру, повторяя: «»м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».
- «Комарик» Попросите ребенка приподнять указательный пальчик и выполнить спиралевидные движения, изображающие полет комарика. При этом ребенок повторяет: «з-з-з». Упражнение заканчивается хлопком в ладоши: «Поймали комарика!»
- «Два медведя» Попросите ребенка пропищать тоненьким голоском, как маленький мишка: «э-э-э». А теперь как большой мишка: «э-э-э»
- «Любимая игрушка» Вместе с ребенком погладьте его любимую игрушку, проговаривая: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», а затем сливая звуки: «а-о-у».
- «Насос» Руки соединить в локтях, пальчики сжать в кулачки, наклоняться вперед и при этом произносить долгий звук: «с-с-с»
Артикуляционная гимнастика
- «Дом» Представляем, что ротик ребенка-это дом. Постучать пальчиком по щечке: «Тук-тук», -и ротик открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: «Пока! Пока!» - и ротик закрывается.
- « Окошечко» Открываем рот, произнося при этом «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
- «Вкуснятина» Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
- «Лопаточка» Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
- «Блинчик» Высовываем язычок и губками шлепаем по нему, проговаривая : «Пя-пя-пя».
- «Пузырь» Надуваем щечки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до них и сдуваем пузырь.
- «Волшебные дверки» Укажите ребенку на его губки. Скажите: «Раз-два-три», - и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три», - и губки вытягиваются вперед.
- «Чистые зубки» Улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.
- «Качели» Широко открываем рот и, улыбнувшись, кладем кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.
- «Дудочка» Сильно вытянув губы вперед, поем с ребенком: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.
Звуки и звукоподражания
- Вариант для детей в возрасте 2 года. Вместе с детьми рассматривайте картинки и спросите: «Где девочка плачет?». Девочка плачет: «А-а-а». Потяните долго звук «А». Варианты звукоподражаний:
- Девочка плачет: «А-а-а!»
- У мальчика болит зуб : «О-о-о!»
- Паровозик гудит: «У-у-у!»
- Колокольчик звенит: «И-и-и!»
- Водичка льётся: «С-с-с»
- Змея шипит: «Ш-ш-ш»
- Пароход плывет: «Ы-ы-ы»
- Ветер дует: «В-в-в»
- Жук жужжит: «Ж-ж-ж»
- Медведь рычит: «Э-э-э!»
- Ой, как холодно! Погрей ручки: «Х-х-х»
- Тихо-тихо: «Ч-ч-ч»
- Вариант для 2-4-летних детей. Кто как голос подает? Рассмотреть картинки и произнести, кто как подает голос.
- Му-му
- Ме-ме
- Пи-пи
- Мяу-мяу
- Ав-ав
- Ку-ку
- Га-га
- Иго-го
- Ко-ко-ко
- Хрю-хрю
- Ква-ква
- Тинь-тинь (синичка)
- Кар-кар
- Уф-уф (сова)
- Часики идут: Тик-так.
- Самолет летит: У-у-у.
- Колокольчик звенит: Динь-динь.
- Поезд едет: Ту-ту.
- Дождь капает: Кап-кап.
- Лошадка скачет: Цок-цок.
- Барабан стучит: Бом-бом.
- Воробей клюёт: Клю-клю.
- Позовем голубя: Гули-гули.
- Вариант для 5-7-летних детей. Кто как голос подает?
- Мычит
- Лает
- Мяучит
- Ржёт
- Блеет (коза, овца)
- Хрюкает
- Кудахчет
- Кукарекает
- Пищит
- Крякает
- Гогочет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
семинар «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему: «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...
Доклад "Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников."
Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников....
Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"
В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен перечень дефиниций, необходимый для п...
Задача и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольниковЗвуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления с...
Задачи и этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и...