Cодержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
консультация по развитию речи

Ивлева Инна Николаевна

В данном материале предлагаются виды работы воспитателя по развитию разных сторон речи : звукопроизношение, дикция, орфоэпическая сторона речи, темп, выразительность речи, качество голоса, формированию речевого слуха и фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cодержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

  1. Формирование правильного произношения звуков.

Содержание работы:

  • Артикуляционная гимнастика (проводится во второй младшей, средней и старшей группах)-в младшей и средней группах ежедневно, в старшей-3-4 раза в неделю.
  • Звукоподражания и рассказы со звукоподражанием (например 'Теремок').
  • Чистоговорки,потешки,скороговорки.
  • Дыхательная гимнастика.
  1. Выработка дикции. Дикция зависит, прежде всего, от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точности движения артикуляционного аппарата.

Содержание работы:

  • В младшей группе-звукоподражание.
  • В старшей и подготовительной группах-скороговорки.
  1. Работа над словопроизношением, ударением, орфоэпической стороной речи.

Содержание работы :

  • Произнесение трудных слов (велосипед, температура…)

- Кто лучше скажет.

-Включение в рассказы.

- Закончи предложение.

  • Произнесение слов с правильной постановкой ударения (начал,начала,начали)

-Включение в рассказы.

-Инсценировки.

-Обыгрывание игрушками.

  • Работа с орфоэпической стороной (правильное произношение слов). Воспитатель должен быть образцом правильной речи,при общении с детьми использовать публичную речь.

- Игры(Магазин, Библиотека…)

- В старших группах-слушание сказок.

  1. Воспитание темпа речи и качества голоса (во всех возрастных группах).

     Содержание работы:

  • Приучать не говорить быстро, уметь менять силу, высоту голоса в зависимости от условий.
  • В младшей группе-воздействие в игре, объяснение при чтении, почему в данном случае нельзя говорить громко.
  1. Воспитание выразительности речи.

Содержание работы:

  • Стихотворения.
  • Ролевые игры.
  • Пересказ по ролям.
  • Обсуждение характеристики персонажа ( Лиса хитрая, тоненько говорит, ласково; Медведь…).
  1. Формирование речевого слуха.

Содержание работы:

  • Узнавание звуков и места, откуда они исходят.
  • Распознавание слов, сказанных издалека, шёпотом.
  1. Развитие фонематического восприятия.

Содержание работы:

  • Звуковой анализ и синтез слов.
  • Доскажи слово в рифму.

Дыхательная гимнастика (преимущественно для младших и средних групп)

  1. «Мишка» Руки в стороны. Идем вперевалочку, как мишка, и говорим: «Ух!.. Ух!..»
  2. «Цветочек» Подносим к ребенку воображаемый цветочек. Вдыхаем носиком и говорим: «Ах!»
  3. «Слон» Руки сложены вместе и вытянуты вперед (изображаем хобот слона). Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. На каждый наклон говорим поочередно один из слогов: «ха», «хо», «ху», «хи».
  4. «Шарик» Ладошки ребенка плотно прижаты друг к другу. Говорим: «ш-ш-ш» - и ладошки расходятся, показывая, как надувается шарик.
  5. «Машинка» Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую, в виде восьмерки. Вместе с ребенком провезите маленькую машинку по дорожке, произнося при этом: «а-а-а», затем «о-о-о», «у-у-у», «и-и-и» и сливая два гласных: «а-о».., три гласных: «а-о-у».., и все четыре гласных: «а-о-у-и».
  6. «Свеча» Нарисуйте на тонкой бумаге свечку с пламенем и вырежьте её. Попросите ребенка дуть на нее, чтобы «пламя» колыхалось. Можно приклеить к нитке кусочки ватки, дуть на них, чтобы ватка колыхалась.
  7. «Волшебник» Взмахнуть руками и задержать их наверху. Теперь плавно опускать их и повторять: «м-м-м-а». Продолжать игру, повторяя: «»м-м-м-о», «м-м-м-у», «м-м-м-ы».
  8. «Комарик» Попросите ребенка приподнять указательный пальчик и выполнить спиралевидные движения, изображающие полет комарика. При этом ребенок повторяет: «з-з-з». Упражнение заканчивается хлопком в ладоши: «Поймали комарика!»
  9. «Два медведя» Попросите ребенка пропищать тоненьким голоском, как маленький мишка: «э-э-э». А теперь как большой мишка: «э-э-э»
  10. «Любимая игрушка» Вместе с ребенком погладьте его любимую игрушку, проговаривая: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», а затем сливая звуки: «а-о-у».
  11. «Насос» Руки соединить в локтях, пальчики сжать в кулачки, наклоняться вперед и при этом произносить долгий звук: «с-с-с»

Артикуляционная гимнастика

  1. «Дом» Представляем, что ротик ребенка-это дом. Постучать пальчиком по щечке: «Тук-тук», -и ротик открывается: «Дверки дома открылись». Говорим: «Пока! Пока!» - и ротик закрывается.
  2. « Окошечко» Открываем рот, произнося при этом «О». Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд.
  3. «Вкуснятина» Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.
  4. «Лопаточка» Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком положении 5-10 секунд.
  5. «Блинчик» Высовываем язычок и губками шлепаем по нему, проговаривая : «Пя-пя-пя».
  6. «Пузырь» Надуваем щечки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до них и сдуваем пузырь.
  7. «Волшебные дверки» Укажите ребенку на его губки. Скажите: «Раз-два-три», - и губки улыбаются. Затем снова повторяем: «Раз-два-три», - и губки вытягиваются вперед.
  8. «Чистые зубки» Улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубам и «чистим» их.
  9. «Качели» Широко открываем рот и, улыбнувшись, кладем кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем его за верхние зубы.
  10. «Дудочка» Сильно вытянув губы вперед, поем с ребенком: «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.

Звуки и звукоподражания

  1. Вариант для детей в возрасте 2 года. Вместе с детьми рассматривайте картинки и спросите: «Где девочка плачет?». Девочка плачет: «А-а-а». Потяните долго звук «А». Варианты звукоподражаний:
  • Девочка плачет: «А-а-а!»
  • У мальчика болит зуб : «О-о-о!»
  • Паровозик гудит: «У-у-у!»
  • Колокольчик звенит: «И-и-и!»
  • Водичка льётся: «С-с-с»
  • Змея шипит: «Ш-ш-ш»
  • Пароход плывет: «Ы-ы-ы»
  • Ветер дует: «В-в-в»
  • Жук жужжит: «Ж-ж-ж»
  • Медведь рычит: «Э-э-э!»
  • Ой, как холодно! Погрей ручки: «Х-х-х»
  • Тихо-тихо: «Ч-ч-ч»
  1. Вариант для 2-4-летних детей. Кто как голос подает? Рассмотреть картинки и произнести, кто как подает голос.
  • Му-му
  • Ме-ме
  • Пи-пи
  • Мяу-мяу
  • Ав-ав
  • Ку-ку
  • Га-га
  • Иго-го
  • Ко-ко-ко
  • Хрю-хрю
  • Ква-ква
  • Тинь-тинь (синичка)
  • Кар-кар
  • Уф-уф (сова)
  • Часики идут: Тик-так.
  • Самолет летит: У-у-у.
  • Колокольчик звенит: Динь-динь.
  • Поезд едет: Ту-ту.
  • Дождь капает: Кап-кап.
  • Лошадка скачет: Цок-цок.
  • Барабан стучит: Бом-бом.
  • Воробей клюёт: Клю-клю.
  • Позовем голубя: Гули-гули.
  1. Вариант для 5-7-летних детей. Кто как голос подает?
  • Мычит
  • Лает
  • Мяучит
  • Ржёт
  • Блеет (коза, овца)
  • Хрюкает
  • Кудахчет
  • Кукарекает
  • Пищит
  • Крякает
  • Гогочет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

семинар  «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему:  «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...

Доклад "Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников."

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников....

Выступление на семинаре "Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

В сообщении представлена информация о системном подходе к воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников: задачи и способы их решения. А также представлен  перечень дефиниций, необходимый для п...

Задача и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольниковЗвуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления с...

Задачи и этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и...