Консультация для родителей «Произведения С.Я. Маршака в вашем доме»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей «Произведения С.Я. Маршака в вашем доме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_proizvedeniya_s.ya_.marshaka_v_vashem_dome.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Произведения С.Я. Маршака в вашем доме »
О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию – так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитывают вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство родного языка, выразительного слова. Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения.
В «Усатом-полосатом» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот – стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая характеристика образа.
Вместе со своими читателями С. Маршак идет по ступенькам возраста. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки. Поэт начинает с самых обыденных понятий и постепенно расширяет их круг. С детьми среднего возраста он говорит более серьезно, стремится показать многообразие жизни, заставляет их видеть дальше, шире, глубже. Бесконечно разнообразны выразительные средства, которыми пользуется Маршак.
Рассеянность «Человека рассеянного», его отрешенность от повседневной жизни подчеркивается приемом преувеличения. Характеристика героя лаконична и в тоже время убедительна, ибо рассеянность героя доведена до крайнего предела, до нелепости. Ребенок воочию видит, что только очень рассеянный человек может на ходу надеть сковороду вместо шапки или натянуть себе на пятки перчатки вместо валенок. Юмор, присущий этому стихотворению, усиливается повтором:
Вот какой рассеянный,
С улицы Бассейной!
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко …
Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дети чаще всего воспринимают стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку:
Пламя ежится и злится
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.
Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повествования, разбудить его любознательность, Маршак пользуется загадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблюдений, знаний.
Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать.
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.
Маршак дает ребенку почувствовать слово, обогащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмичность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение:
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются названия предметов, встречающихся детям в жизни:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Запомнить их детям легко и весело: они повторяются, как считалочки. Удачно использование несообразностей, неожиданных комических оборотов:
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки …
Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей. В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка.
Народное творчество для него – источник поэтичности, мудрости, простоты, сокровищница многообразных выразительных средств. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.
Наверное, поэтому-то стихи Маршака, услышанные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь. Познакомьте детей с его творчеством
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Общение со вторым ребенком в вашей семье»
Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенко...
Педагогическая беседа с родителями на тему "Безопасность ребёнка в вашем доме"
Педагогическая беседа с родителями...
Рекомендации для родителей по пожарной безопасности "Безопасность в вашем доме"
Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести "привычку к безопасности"...
Консультация для родителей «Произведения С.Я. Маршака в вашем доме»
О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию – так велик его вклад в детскую литературу...
Консультация для родителей «Творчество С. Я. Маршака»
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира...
Анкетирование родителей на тему: "Роль книги в вашем доме"
Анкетирование направлено на выявление точки зрения родителей о роли книги в семейном воспитании ребёнка...
Консультация для родителей «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»
Консультация для родителей«Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»Стихи Самуила Маршака расширяют кругозор ребенка, помогаютощутить богатство родного языка, выразительного слова. Дети судов...