Картотека занятий-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

 Занятия - эксперименты для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zanyatiy_eksperementov_dlya_starshego_vozrasta.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека занятий-экспериментов  для детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

  1. «Какая бывает вода?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачность, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарно кроссворд.

  1. «Вода -растворитель. Очищение воды»

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

  1. «Сила тяготения»

Задача: дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

  1. «Упрямые предметы»

Задачи: познакомить детей с физическим свойством предметов-инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Ноябрь

  1. «Волшебные стёклышки»

Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения-микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

  1. «Почему предметы движутся»

Задачи: познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

  1. «Хитрости инерции»

Задачи: познакомить детей с фокусом, основанным на физическом явлении-инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от варёных)

  1. «Что такое масса»

Задачи: выявить свойства предметов-массу; познакомлюсь с прибором для измерения массы-чашечные весами; научить способам их использования

Декабрь

  1. «Воздух»

Задачи: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечные весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

  1. «Солнце дарит нам тепло и свет»

Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия» показать степень её поглощения разными предметами, материалами

  1. «Почему дует ветер»

Задачи: познакомить детей с причиной возникновения ветра-движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он лёгкий, холодный; опускается вниз - он тяжёлый.

  1. «Почему не тонут корабли?»

Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

Январь

  1. «Путешествие капельки»

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадания осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения

  1. «Чем можно измерить длину»

задачи выдачи расширить представления детей о мерах длины условное мерка, единица измерения познакомиться измерительными приборами: линейка, сантиметровой лентой развить познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, запятая, ладонь, палец, ярд)

  1. «Всё обо всём»

Задачи: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения; развить аккуратность, взаимопомощь

Февраль

  1. «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства

  1. «Откуда взялись острова?»

Задача: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря

  1. «Как происходит извержение вулкана?»

Задача: познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения

  1. «Как появляются горы?»

Задачи: познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры,  вулканическим происхождением гор;

 научить детей самостоятельно изготавливать солёное тесто

Март

  1. «Испытание магнита»

Задача: познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность

  1. «О «дрожалке» и «пищалке»

Задача: познакомить детей с понятием «звук», выявить причины возникновения звука-дрожание предметов

  1. «Как сделать звук громче?»

Задача: обобщить представления детей о физическом явлении-звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие низкие, передаётся с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов

  1. «Почему поёт пластинка?»

Задачи: развития детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность самостоятельность детей при изготовлении соломинки - флейты

Апрель

  1. «Как образуются метеоритные кратеры»

Задачи: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звёздах; развитие умения действовать по алгоритму

  1. «Почему в космос летают ракеты?»

Задача: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значение воздуха для полёта самолёта

  1. «Секретные записки»

Задачи: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность

  1. «Что такое молния?»

Задачи: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии

Май

  1. «Почему горит фонарик?»

Задачи: уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой-хранителям электричества- и способом использования лимона в качестве батарейки

  1. «Электрический театр»

Задачи: выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность

  1. «Радуга в небе»

Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму; развить внимание

  1. «Забавные фокусы»

Задачи: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста

Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь собраны картотеки игр по  темам: "Здоровье человека","Безопасность. Я и опасные предметы", " Я и улица", "Я учусь охранять свою жизнь и здоровье", "Игры на эмоциональное развитие", "Игры дл...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для педагогов  "Картотека опытов"...

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Игры,которые помогают детям закрепить полученные знания по  обучению грамоте....

Картотека наблюдений для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке изложен материал наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста за живой и неживой природой....

Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста "Что такое этикет"

В доступной форме детям рассказывается об основных правилах поведения, этикете и вежливости....