Картотека "Пословицы и поговорки"
картотека по развитию речи (старшая группа)
пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_7.pdf | 2.01 МБ |
kartoteka.doc | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников.
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат - в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке чувство любви к родной земле, родине, Отечеству.
Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности, некоторые не имеют переносного смысла, например, "Говорить легко - делать трудно", "Играй, играй да дело знай" - такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения; другие имеют и прямой и переносный смысл: "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд, но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат. Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, "Назвался груздем - полезай в кузов", т.е. взялся за дело - доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение - действуй. Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить, взрослый обращается к нему: «В народе говорят: заделано (начато) - надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: "Назвался груздем - полезай в кузов" (полное иносказание). В подобной ситуации может быть и другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности, взрослый сокрушенно произносит: "И вправду сказано, не мудрено начать - мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Коля, сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает - это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись».
Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например, когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: "Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!", - жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки для детей
подборка...
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Приложение1 к проекту Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы и поговорки о хлебе...
"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)
Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.
Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье....
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....