Квест игра "По лесным тропинкам"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Семенкова Елена Дмитриевна

Квест игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект квест-игры в старшей группе  по экологии «По лесным тропинкам».

Цель: формировать знания детей о животном мире в осеннее время года.

Задачи:

Образовательные задачи:

Уточнить представление детей о времени года – осень.

Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу осенью(белка, лиса, ёж, медведь, заяц).

Формировать основы экологического воспитания.

Развивающие задачи:

Развивать воображение, память для создания образов по теме.

Уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы. Выразительно читать стихи; проявлять творческую индивидуальность. Эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему.

Активно использовать знания об осенних явлениях, полученных ранее.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Желание  оказывать помощь.

Методы и приёмы:

1. Методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация,    сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на одном занятии).

2. Методы коррекции и уточнения детских представлений (создание проблемных ситуаций, беседа).

3. Методы, повышающие познавательную активность (установление причинно-следственных связей, стимулирование детской любознательности, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы)

4. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (перспектива, направленная на последующую деятельность).

5. Наглядный метод (карта, коллаж «Дикие животные летом», выставка детских работ)

6. Наглядно-практический метод (продуктивная деятельность детей «Меняем шубки зайчатам», обустраивали берлогу медведю, утепляли нору ёжику, белку и лисичку угощали).

7. Словесный метод (отгадывание загадок, беседа, инсценировка).

8. Игровой прием (получение письма от Осени, игра:«Угощение белочке», игра «Хитрый ёжик», пальчиковая игра «Грибы»).

Словарная работа:

Закреплять названия диких животных – белка, еж, медведь, лиса, заяц;

Названия жилища животных: дупло, нора, берлога;

Корм для диких животных - шишки, желуди, орехи, грибы, ягоды (для белки), морковь, яблоко.капуста (для зайца); мед, варенье, сгущенка (для медведя); курица (для лисы).

Материалы и оборудование: конверт с письмом от Осени, загадки, карта; корм для зверей, корзинки; силуэты зайцев в серой шубке, белая вата, клеящие карандаши для каждого ребенка; корзинка с фруктами от Осени (подарок для детей), коллаж на тему «Дикие животные летом», шапочки животных: зайца, белочки, ёжика, лисы.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о жизни и среде обитания диких животных; работа с коллажом  «Дикие животные летом», рассматривание иллюстраций о диких животных в разное время года; загадывание загадок, заучивание стихотворений, чтение произведений, в которых животные – главные герои, лепка и рисование диких животных, просмотр мультфильмов.

                             Ход нод.

  Дети в группе занимаются свободной деятельностью. Один ребёнок возле окна находит конверт и с ним подходит к воспитателю. Воспитатель удивляется и, обращая внимание детей на конверт, спрашивает:

-Ой, а это что? (письмо, конверт, послание, записка).

Воспитатель берет в руки конверт.

-Ребята, кто-то бросил к нам в оконце,

Посмотрите письмецо.

Может это лучик солнца,

Может быть кто - ещё?

-Что же нам с ним делать?

(Давайте его откроем и узнаем что там) Открываем.

-Да, действительно в конверте  письмо.  

-Как вы думаете, от кого оно может быть? (Ответы детей)

А конверт то не простой, а с загадкой.

Давайте послушаем и попробуем ее отгадать.

Несу я урожай,

Поле вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь

Сосен и елочек

Я ,,, Осень.

-Так от кого же это письмо? (От осени).

Загадку отгадали, а теперь  прочитаем письмо.

«Дорогие, ребята, вы знаете, что в это время года дел у меня не мало, поэтому я прошу вас помочь мне узнать, как лесные зверята  подготовились к зиме?  Может кому – то  из них нужна ваша помощь. Надеюсь, вы мне в этом поможете.

С уважением к вам Осень»

-Ну что, ребята ,поможем осени? Узнаем,  готовы ли зверята к зиме?

Дети :да, да!

-Только зверей  в лесу очень много.

Кому же мы должны помочь? О ком идет речь?        

Узнаем когда отгадаем загадки от осени.        

Загадки про зверей

Кто в дупле живет,

Орешки грызет,

На деревьях  резвится,

Упасть не боится   (Белочка)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной (Ежик)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос

(Медведь)

Хвост пушист

Мех золотистый

 В лесу живет

В деревне кур крадет                        

         (Лиса)

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд,

Заберется в куст и спит,

Кочерыжку съест и сыт

(Заяц)

-Молодцы! Правильно отгадали все загадки осени.

Это же хорошо знакомые нам звери. Давайте, вспомним, как жилось им летом в лесу.

(Дети рассматривают коллаж «Дикие животные летом»)

-Только, как же мы их найдем в лесу?

( По следам, по компасу, по приметам, по звукам, по рассказам охотников…)

-Вы правильно рассуждаете, но в конверте есть еще что-то.

-Посмотрите, что это? (Карта).

-Вот, что нам поможет сориентироваться в лесу. Давайте ее рассмотрим.

-Да, с картой намного легче ориентироваться в лесу. Вот она подсказка Осени.

-Что нам нужно взять с собой в лес для зверей? (Угощение для зверят).

Собираем угощение в корзинку.

-Все собрали? Тогда в путь – дорожку.

(Дети в раздевалке одеваются и выходят  на улицу).

-Дети  смотрим по карте, куда мы  должны идти?  Где же лес?

     По тропинке мы пойдем, в лес мы быстро попадем. (Идут по тропинке.Заходят в лес).

           Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес!

-Ой, действительно чудеса. Кто же это там прыгает? Давайте подойдем поближе. Да это же… белочка!

(Ребенок – белочка):

Целый день я все скакала

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом,

К зиме готовлю я запас:

грибы, ягоды, орехи…

Чтоб зимой не голодать.

Где ж еду в мороз достать?

И меняю свой наряд,

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей.

-Белочка, а мы принесли тебе угощение.

Игра: «Угощение белочке».

Белочка пушистая

Прыгает по веткам,

А в дупле на дереве

Ждут ее детки.

- Вот тебе, белочка,

Сладкие конфетки.

Нет! Нет! Не едят

Это мои детки.

- Вот тебе, белочка,

Вкусное варенье.

Не годится для бельчат

Это угощенье.

-Вот тебе, белочка,

Семечки и шишки.

Это очень любят

Все мои детишки.

-А еще белочка, мы тебе принесли корзинку с грибами.

Пальчиковая игра «Грибы» (разгибают пальчики с мизинца).

Топ-топ – пять шагов,

И в корзинке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

-Ребята, белочка хорошо подготовилась к зиме, утеплила себе дупло, запаслась едой.

Но чтобы дальше нам пойти, и другого зверя найти, мы должны ответить на вопросы белочки.

-Почему в моей кладовой среди съедобных грибов, попадается и красный мухомор?

(Белочка лечится им как лекарством, ведь в лесу аптеки нет, а мухоморы есть).

- Как я спасаюсь от холода в зимнюю стужу?

( Сворачиваешься в клубок и укрываешься теплым пушистым хвостиком, как одеяльцем).

- Молодцы, ребятки, справились с моим заданием, теперь я вам покажу, куда нужно идти дальше.

(По карте указывает дорогу к медведю).

Дети идут по тропинке.

- Ребята, посмотрите, медведь ходит, бродит, и даже не думает ложиться в спячку. Надо что-то делать, надо помочь мишке.

- А где он должен проводить зиму? (В берлоге).

Давайте, поищем подходящее для нее место.

- Да, место не плохое, нужно утеплить берлогу. (Дети граблями сгребают листья, сверху кладут веточки, обустраивают настоящую берлогу).

- А чем питается медведь зимой? (Он всю зиму спит).

- А что он ел летом, осенью? (Корешки, мед диких пчел, ягоды, мелкие зверюшки, лакомился муравьями…)

Мы тоже принесли ему угощение – (баночку меда).

Дети укладывают медведя в берлогу, и сами тихонько уходят, дальше ориентируясь по карте. По тропинке они выходят к жилищу лисы – норе.

Там их встречает лисичка (ребенок в шапочке лисы).

Лисичка:

А я зимы не боюсь. Осенью в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой – мне он нравится самой!

Живу, здесь, в норке. Тут сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его очень трудно догнать.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

- Лисичка, мы тебе принесли угощение.

- Ребята, что принесли лисе? Что она любит?

(В корзинке – петушки и курочки).

Лисичка тоже приготовилась к зиме:  норка у нее есть, в шубку новую, теплую она нарядилась, чтобы не мерзнуть зимой. Но прежде, чем отправиться дальше, мы должны выполнить задание лисички, ответить на ее вопросы.

- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные).

- А почему они туда улетают? (Потому что, пропадают жучки, мошки, комары, червячки, и им нечего есть), замерзают речки и озера.

- Какие же птицы улетают на юг? (Ласточки, скворцы, дикие утки, гуси, журавли, дрозды, соловьи…)

- Молодцы, ребятки, ответили на мои вопросы. По этой тропинке пойдете, интересного зверя найдете. (Показывает на карте).

Дети идут дальше по лесной тропинке. Возле своей норки их встречает ежик.

Ребенок в шапочке ежа:

- На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый, уютный домик. Сплю до той поры пока, не пригреет весеннее солнышко и не растает снег.

Буду спать, и мне присниться, как бродил по лесу я, мышей и лягушек ловил, ящериц, жучков и червей…

   А осенью объедался ягодами да грибами. Трудился – не ленился!

- Молодец, ежик!

Игра с ежиком «Хитрый еж».

Хитрый ежик, хитрый еж

На клубочек  он похож

На спине иголки

Очень, очень колки.

На ежа мы поглядим

И грибков ему дадим

Но не тронем колкие, на спине иголки.

- Вот тебе, ежик грибочки, от нас угощение (корзинка с грибочками).

-Ребята, посмотрите, ежик плохо утеплил свою норку. Как мы можем ему помочь?

(Дети утепляют норку, застилают ее листочками).

Теперь, выполним задание нашего колючего недотроги.

-Ежик спрашивает у вас, какими же ягодами он лакомился летом и осенью?

(Земляникой, дикой малиной, костяникой, черникой, голубикой, морошкой, ежевикой, брусникой, клюквой…)

-Молодцы, правильно ответили ежику. Наш ежик тоже приготовился к зиме.

Но, кого же мы еще не проведали и не узнали готов ли к зимовке этот зверь?

(Заяц).

Ежик показывает на карте детям дорогу к своему ближнему соседу – зайцу. Дети отправляются дальше в путь. По дороге они встречают зайку.

Ребенок в шапочке зайца:

Я – зайка, расскажу, как живется мне в лесу.

Осенью, я ребята линяю, шубку новую надеваю.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.

Осенью мне хорошо, еды хватает,

А вот зимой очень трудно бывает, потому что еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замершей.

Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.

- Да, ребята, нелегко приходится зайцам. Почему?

(Нет у них ни дупла, ни норы, ни берлоги).

-Как вы думаете, что спасает зайку от врагов?

(Быстрые лапы, чуткие ушки).

-Вот тебе зайка, наше угощение (морковка и капуста).

Но, вот еще какая беда случилась в заячьем семействе, не все зайчата поменяли свои серые шубки на белые.

-Как мы можем им помочь? (Поменяем  им шубки).

-А для чего заяц меняет серую шубку на белую? (Так, он маскируется от своих врагов – лисички, волка, охотников.Снег белый, и зайка белый, незаметен на снегу).

- Тогда, давайте поспешим в детский сад и поможем нашим зайчатам.

Продуктивная деятельность детей.

(Дети возвращаются в изостудию и принимаются за работу.При помощи белой ваты и клеящего карандаша, они меняют шубки зайчатам на белые и пушистые).

Рефлексия.

- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

(В осеннем лесу).

- Что мы узнали? (Как дикие звери готовятся к зиме).

- А кому помогли? (Белочке и лисе принесли угощение, медведя положили спать в берлогу, ежу утеплили норку, а зайчатам поменяли шубки).

- За ваши добрые дела, хорошие поступки Осень вас благодарит. Посмотрите, какую вкусную корзинку она вам прислала в подарок.

(Дети получают корзинку с разными фруктами – виноградом, бананами, яблоками, грушами, мандаринами). В группе за столами угощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" По лесным тропинкам" веб-квест

Данный проект нацелен на родителей и детей старшего дошкольного возраста в области "Познавательное развитие" по теме : "По лесным тропинкам". Родителям предлагается познакомить сво...

Конспект квест-игры для детей старшей группы на тему: "По лесным тропинкам"

Конспект квест-игры для детей старшей группы на тему: "По лесным тропинкам"...

Экологическая квест - игра «По лесным тропинкам»

В последние несколько лет все более и более популярными становятся приключенческие, игровые, «квесты». Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-занятия ак...

Экологическая квест-игра по "Лесным тропинкам" Средняя группа

quot;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...

Квест «На лесной тропе»

Ребята побывали в гостях у дедушки Ау. Наблюдали осенние деревья, учились находить различия между ними, собирали дары леса для поделок (еловые и сосновые шишки, веточки, листочки), отгадывали загадки ...

Открытое занятие в разновозрастной группе по теме "Экологический квест. По лесным тропинкам"

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности.Задачи: Образовательные: 1.Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что ...