Картотека пальчиковых игр и упражнений
картотека по развитию речи (средняя группа)

Хорькова Ольга Васильевна

Связь мелкой моторики пальцев и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovaya_gimnastika.pptx409.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районное методическое объединение «Школа начинающего педагога» г.Лысково 2021 Картотека пальчиковых игр и упражнений Выполнила воспитатель МАДОУ детский сад №1 Хорькова Ольга Васильевна

Слайд 2

«Фрукты» Знают взрослые и дети: ( сжимают и разжимают пальцы) Много фруктов есть на свете! Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца) Абрикосы, мандарины, И бананы, и гранаты Витаминами богаты . ( Н.Нищева ) «Помощники» Раз, два, три, четыре, ( Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой, по кругу) Чайник, чашку, ковшик, Ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали ( Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить ). ( Н.Нищева )

Слайд 3

«Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино И веселый Чипполино , И котёнок и слонёнок. (Загибают поочерёдно все пальчики) Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочерёдно пальчики) Помогаем нашей Кате, Мы игрушки собирать. (Поочерёдно хлопают в ладоши и стучат кулачками ). ( Н.Нищева ) «Снежок» Раз, два, три, четыре ( Д ети загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе) И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальцем) Раз-подбросим . Два-поймаем ( П одбрасывают и ловят «снежок») Три – уроним ( Р оняют воображаемый снежок) И… сломаем . ( Н.Нищева )

Слайд 4

«Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки) Листья березы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики, начиная с большого) Маме осенний букет отнесем . ( « Шагают » по столу средним и указательным пальчиками). ( Н.Нищева ) «Компот « Будем мы варить компот, Фруктов нужно много . (Левую ладошку « держат ковшиком » , указат ельным пальцем правой руки « мешают » ) Вот: будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого) Угостим честной народ . Варим, варим мы компот. (Опять « варят » и « мешают » ). ( Н.Нищева )

Слайд 5

«Ветер по лесу летал» Ветер по лесу летал, ( плавные движения ладонями ) Ветер листики считал: ( загибают по одному пальчику на обеих руках ) Вот дубовый , Вот кленовый, Вот рябиновый резной , Вот с березки – золотой , Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку . (спокойно укладывают ладони на стол ) ( Н.Нищева ) . «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках) Много мебели в квартире (Сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть – чуть на стуле. А когда мы крепко спали, Н а кровати мы лежали, А потом мы скотом, Посидели за столом, (Загибают пальчики, начиная с большого) Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками ). ( Н.Нищева )

Слайд 6

Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли в лесок гулять. (Сжимают и разжимают кулачки). Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малинкой, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился. (Загибают пальчики, начиная с большого ). ( Н.Нищева ) «В лесок» « За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших) В лес идем мы погулять (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу) За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем, И братишке отнесем. (Загибают пальчики, начиная с большого ). ( Н.Нищева )

Слайд 7

«У Лариски две редиски» «ЕЛОЧКА» У Лариски – две редиски. У Алешки – две картошки. У Сережки – сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – две морковки Да еще у Петьки – Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках ). ( Н.Нищева ) Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка «елочки».) Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены.) Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.) Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.) Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе .) ( Н.Нищева )

Слайд 8

« Мы во двор пошли гулять» « Кормушка» Сколько птиц в кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей. Дятел в пестрых перышках. На каждое название птицы загибают по одному пальчику) Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки ). ( Н.Нищева ) Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались (Ведут указательным пальцем правой руки по ладоням левой руки) А еще в снегу валялись (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку ). ( Н.Нищева )

Слайд 9

Упражнения для пальчиковой гимнастики Упражнения для пальчиковой гимнастики «Дед » обведите руками сверху вниз воображаемую бороду. «Баба» изобразите, как подвязывают под подбородком уголки платка . «Репка» двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу – по форме репы . «Бантик » сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки. «Шарик » округлите ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга . «Собака » средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «уши». «Кошка» средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки. «Камни » руки сжать в кулаки и положить на стол. «Птички летят » пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз «Солнышко » согнуть руки в локтях, скрестить и поднять, прижав друг к другу запястья. Пальцы обеих рук раздвинуть в стороны – это солнечные «лучи ». «Дождик» (снег, капель ) поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро шевеля пальцами . «Веник» кончиками расставленных пальцев водить по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол. «Моем посуду » положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелки. «Стирка» потереть кулаки друг о друга, будто вы стираете белье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей 2-3 лет.

Картотека предназначена для детей от 2 до 3 лет. для развития мелкой маторики....

картотека пальчиковых игр и упражнений для детей 5-6 лет.

игры для развития мелкой маторики, для подготовки руки ребёнка к письму....

Картотека пальчиковых игр и упражнений.

Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки«Шарик»Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух ...

картотека пальчиковых игр и упражнений

Сборник пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам...

Картотека"Пальчиковые игры и упражнения"

Пальчиковые игры и упражнения...

Картотека пальчиковых игр и упражнений

Картотека пальчиковых игр и упражнений...

Картотека пальчиковых игр и упражнений с предметами и без предметов для детей разновозрастной логопедической группы (5-7лет)

Картотека по развитию мелкой моторики руки представляет собой набор пальчиковых игр  с использованием предметов (прищепок, счётных палочек, бигуди, массажных мячей, носовых платочков) и без них. ...