Квест-игра "Загадки Звукобяки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Золотая рыбка» комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
Квест – игра по развитию речи
Конспект НОД по образовательной области
«Речевое развитие»
Тема: «Загадки Звукобяки»
Разработал учитель-логопед:
Михеева Снежана Викторовна
г. Искитим
2021 г.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид: познавательно-речевое
Форма проведения: квест- игра
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Загадки Звукобяки»
- Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление понятия «звук», «слово», «буква»;
- Упражнение в подборе слов – антонимов;
- Упражнение в умении отличать гласные звуки от согласных.
- Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие фонематического восприятия и слуха;
- Совершенствование зрительного восприятие, слуховых внимания и памяти;
- Обогащение лексики, совершенствование грамматических конструкций, используемых в образовании противоположных понятий, прилагательных от существительных.
- Воспитательные цели:
- Воспитание умение выполнять игровые правила;
- Воспитание навыков сотрудничества на занятии;
- Воспитание самостоятельности, инициативности.
Оборудование: магнитофон; запись музыки; мяч; ноутбук; мультимедийная установка; мешочек, в который дети собирают конверты; столы; медали для награждения; фотоаппарат; конверты с написанными цифрами; листы бумаги с написанными на них слогами: «ПО», «БЕ», «ДА».
Словарная работа: гласный; согласный; расшифровать; слова противоположные по смыслу; прилагательные, образованные от существительных.
Открытый вход в деятельность:
Звучит музыка. Дети входят в зал.
Педагог: Здравствуйте, ребята, сегодня утром, ребята, я обнаружила у себя на почте вот такое письмо. Давайте, посмотрим, что там?
Письмо
«Меня зовут Звукобяка. Сегодня, утром, пока в саду никого не было, я пробралась к вам в группу и спрятала все карандаши и резинки. Теперь мы не сможете заниматься. Хи-Хи.
Но если вы такие умные и выполните все мои задания, то найдете свои карандаши».
Педагог: Посмотрите, ребята, вокруг, и правда нигде не видно ни одного карандаша, даже бумажные, кукольные и то пропали. Вы согласны отправиться в путь, чтобы вернуть наши карандаши.
Дети: Да.
Педагог: Посмотрите, к письму прикреплена еще одна записка. Как вы думаете, что это?
Дети: Наверное, загадка!
Педагог: Ну-ка, ну-ка, посмотрим что там. И правда, здесь загадка, прочитаем ее, слушайте внимательно:
Стукнешь о стенку — а я отскочу
Бросишь на землю — а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу
Смирно лежать я никак не хочу! (мяч)
Педагог: Ребята, вы не видите мяча. Он должен быть где-то здесь.
Дети находят в зале мяч, рядом с ним лежит конвертик с цифрой «1», а внутри слог «ПО». Подходят к нему. На мультимедийной доске голос читает записку: «Отвечайте на вопросы. Мяч вам в помощь». Ваша Звукобяка.
Педагог: Ребята, как можно использовать мяч в игре? Кто догадался?
Дети: Нужно перебрасывать (передавать) его друг другу!
Педагог: Правильно, ребята!
Задание 1. Игра «Скажи правильно». Дети строятся в полукруг, а на мультимедийном экране высвечиваются вопросы. Педагог бросает мяч и читает вопрос, дети друг за другом ловят мяч и отвечают на вопросы.
Педагог задает вопросы:
- Что такое буква? (буквы мы пишем и видим),
- А где мы сейчас могли бы увидеть буквы?
- Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим),
- Петя назови правильно звук [С] (как он произносится: губы, зубы, язычок, воздушная струйка). 2-3 примера.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные,).
- Петя назови 2 гласных звука.
- Вася назови 2 согласных звука.
- Как мы узнаем, что звук гласный? (губы, зубы, язычок пропускают голосок)
- Согласный? (губы, зубы, язычок не пускают голосок),
- Каким цветом условно обозначают гласные? (красным),
- Согласные? (синим),
- Что такое слог? (часть слова)
- Петя произнеси какой-нибудь слог. 2 примера.
Педагог: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Отправляемся дальше на поиски карандашей, к следующему заданию.
Звучит музыка. Дети под слова педагога идут к следующему заданию:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – туда, раз – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Дети находят конверт с цифрой «2», а внутри слог «БЕ». На мультимедийном экране голос говорит: «Говорящая пещера ждет, ребята, вас сейчас. Но пройти ее могут только те, кто знает, что такое «ЭХО». Ваша Звукобяка.
Педагог: Что такое «Эхо» ребята?
Дети: Оно получается тогда, когда кто-то говорит какое-нибудь слово, а оно же (слово) откликается из пещеры.
Задание 2. Игра «Говорящая пещера». Педагог бросает мяч детям друг за другом, и говорит слова из второго задания, которое высвечивается на мультимедийном экране:
-Дом из кирпича (какой?) - кирпичный дом,
-Заяц из пластмассы – пластмассовый заяц,
- Кукла из бумаги - бумажная кукла,
-Хвост лисы – лисий хвост,
-Ведро из железа - железное ведро,
-Дом из брёвен –бревенчатый дом,
- Ложка из дерева - деревянная ложка,
-Стакан из стекла – стеклянный стакан,
- Коробка из картона - картонная коробка,
- Кукла с карими глазами – кареглазая кукла,
- Игрушка на ёлке – ёлочная игрушка,
- Уши волка – волчьи уши,
- Ваза из глины – глиняная ваза,
- Шляпа из соломы – соломенная шляпа.
Педагог: Молодцы ребята! Все выполнили задания правильно!
Звучит музыка.
Мы идем, мы идем,
По дорожке мы идем
Звонко песенку поем:
Ля-ля-ля!
Через горы мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем,
Смело песенку поем:
Тра-та-та!
А теперь на цыпочки встали,
Очень быстро побежали.
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим: Ух!
Дети находят конверт с цифрой «3», а внутри слог «ДА». На мультимедийной доске записка: «Это задание для тех, кто сможет назвать слова-противоположности». Ваша Звукобяка.
Задание 3.
Педагог: Никак не успокоится эта Звукобяка! А давайте покажем мимикой то, что мы недовольны этой Звукобякой (дети показывают)! Но все же нас ждет победа, мы уверены в этом, давайте же мимикой это покажем (Дети показывают)!
Задание 3. Картинки для следующего задания высвечиваются на мультимедийной доске. Игра начинается в полукруге.
- Гиря тяжелая –а пушинка …. (легкая),
- Одна собачка гладкая, а другая - …. (пушистая),
- Стул твердый, а кресло - … (мягкое),
- Черепаха двигается медленно, а заяц - … (быстро),
- Платья разные, а носки - …. (одинаковые),
- Ствол у березы тонкий, а у дуба - … (толстый),
- Один клоун грустный, а другой … (веселый),
- Камень твердый, а подушка … (мягкая).
Педагог: Молодцы, ребята! Мы все вместе справились с заданиями. Посмотрите вокруг, а конвертов с заданиями уже и не видно, только стол стоит. Давайте к нему подойдем и рассмотрим конверты повнимательнее.
Дети подходят к столу (под столом стоит коробка с карандашами). На стол раскладывают конверты, листы бумаги со слогами.
Педагог: Ребята, как вы думаете какое слово может получится из этих слогов?
Дети: ПО-БЕ-ДА!
Все: Ура! Мы победили Звукобяку!
Педагог: Покажите мимикой как вы довольны и рады (дети показывают). Молодцы ребята!
На экране появляется Звукобяка со словами: «Молодцы ребята вы победили и я возвращаю вам ваши карандаши. Молодцы, что не побоялись выполнить моих сложных заданий. До свидания. Ваша Звукобяка».
Вручение медалей с надписью «Победа» и возвращение карандашей. Общая фотография.
Рефлексия.
Педагог: Справились мы со Звукобякой! Что вам больше всего понравилось? Какие задания для вас были легкими, а какие сложными? (ответы детей). Дети уходят в группу.