Дидактическое пособие «Звуковые часы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
«Звуковые часы»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала в своей работе использую изготовленную своими руками, дидактическую игру «Звуковые часы».
Главная особенность любой дидактической игры в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают определённые знания, учатся культуре общения друг с другом и со взрослыми.
Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 5-7 лет, на занятия и в режимных моментах.
Цель игры развитие звуковой культуры речи.
Использование дидактической игры способствует решению следующих задач:
- закреплять правильное звукопроизношение;
- развивать фонематический слух;
- подбирать слова близкие по звучанию;
- определять наличие и места заданного звука в слове;
- закрепить понятие и умение определять на слух мягкие и твердые согласные.
- учить различать гласные и согласные звуки и буквы.
Планируемые результаты
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, умеет подбирает слова близкие по звучанию, определяет наличие и места заданного звука в слове;
- закрепить понятие и умение, различает гласные и согласные звуки,
определяет на слух мягкие и твердые согласные.
Этапы реализации игры «Звуковые часы»
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала: картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей.
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры.
(По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними).
Игра «Найди пару»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям: Сегодня мы будем играть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.
Взрослый указывает стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса)
Игра «Подружи картинки»
Цель: автоматизировать звук Ш, развивать логическое мышление.
Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать картинки.
Сегодня мы подружим картинки из верхней и из нижней части часов. Называйте картинку и подбирайте для неё пару, например, «Шиповник и шмель».
Дети проговаривают словосочетания, выделяя звук Ш.
Шиповник и шмель.
Бабушка и дедушка.
Лягушка и камыши.
Клюшка и шайба.
Мышка и кошка.
Игра «Назови первый звук»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. Закрепить знания о диких животных.
Взрослый раскладывает в верхней части часов картинки с изображением диких животных.
Как можно назвать всех, кто находиться на жёлтой половинке? (дикие животные).
Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове. Подберите букву, обозначающую этот звук, и поместите в пустой кружок, на который указывает стрелочка.
Игра «Назови гласный звук»
Цель: учить детей выделять гласный звук из состава слова.
Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки: кит, жук, дом, мак, мышь. Символы гласных звуков размещает в боковых кармашках.
Затем называет слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука, находят соответствующий символ и вставляют в кармашек напротив картинки.
Игра «Назови последний звук»
Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки и сообщает детям: Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове.
- «Дом» - какой последний звук? Звук М.
- Найдите картинку на этот звук.
- Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка.
Затем дети самостоятельно называют предмет, определяет последний звук и подбирают картинку.
Учебно-дидактическое оснащение.
Циферблат часов, разделённый на две половины (желтого и зелёного цвета). По краю циферблата в верхней и нижней частях расположено одинаковое количество кругов (по пять) белого цвета.
В центре макета двойная стрелка. На каждом кружке прозрачный кармашек.
Часы зафиксированы на картонную основу.
Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на часах).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovye_chasy.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Найди пару» Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Игра «Подружи картинки» Цель: автоматизировать звук Ш, развивать логическое мышление.
Игра «Назови первый звук» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. Закрепить знания о домашних животных.
Игра «Назови гласный звук» Цель: учить детей выделять гласный звук из состава слова.
Игра «Назови последний звук» Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...
Дидактическая игра "Звуковые часы" (Ф-В)
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком ([Ф] - [В]), развивать фонематический слух....
Дидактическая игра "Звуковые часы" (П-Б)
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком ([П] - [Б]),развивать фонематический слух....
Дидактическая игра "Звуковые часы" (Т-Д)
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком ([Т] - [Д]), развивать фонематический слух....
Дидактическая игра "Звуковые часы" (С-З)
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком ([С] - [З]), развивать фонематический слух....
Дидактическая игра "Звуковые часы" (Ш-Ж)
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком ([Ш] - [Ж]), развивать фонематический слух....
Дидактическая игра "Звуковые часы" (К-Г)
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком ([К] - [Г]), развивать фонематический слух....