Узоры на снегу
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузьмина Ольга Анатольевна

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

                                     «Узоры на снегу»

Задачи:

 1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  

2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

4. Развивать речь детей посредством дидактических игр и упражнений.

5.Познакомить со следами диких животных.

6.Развивать двигательную активность детей.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: искусственные ели, деревья, снежинки, снежок. Мягкие игрушки (зайчик, лиса, белочка). Модули, следы человека и зверей.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные и их детеныши», дидактические игры «Кто, где живёт?», отгадывание загадок о животных. Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о зиме и  животных.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,( дети встают в круг)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся"(улыбаются)

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать : Дел у меня немало — Я белым одеялом  Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, А зовут меня... (зима). Молодцы, ребята. А сейчас у нас какое время года? Дети: зима.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, к нам в группу залетела красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать эту снежинку по кругу, и называть приметы зимы .

 Воспитатель: Молодцы, много примет вы знаете.

Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (ответы детей)

В лесу холодно, много снега. Чтобы не замерзнуть, что нам надо сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нам нужно теплее одеться, ведь в лесу  очень холодно, и отправиться в путь!

 Ребята, а что носят люди зимой?

(ответы детей)

А как одним словом называется такая одежда? (зимняя)

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами оделись, сейчас возьмем угощения для лесных друзей и отправимся в путь. И я вам предлагаю поехать на саночках.

(звучит музыка)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и приехали в зимний лес. Смотрите, какая прекрасная полянка. Деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу..

Воспитатель: Ой, ребята, а здесь узоры какие то интересные на снегу? (ответы детей)  Сколько же их много на поляне!

- Так интересно, а вам хочется узнать, чьи  это следы?

(ответы детей)

- И мне тоже хочется.

- А как же нам узнать, ребята?  Чьи же это следы?

(ответы детей)

- А может нам нужно идти по следу, и  мы увидим того кто их оставил на снегу. Ну? Готовы? Тогда идём! Только ребята, идём тихо – тихо, чтоб не спугнуть зверя(идём очень тихо друг за другом по следам) .

- Посмотрите, здесь след остановился, давайте присядем на пенечки , немного отдохнем.

- И чей же это рыжий хвостик тут мы видим? Да это лисичка!

Дети:  -Здравствуй лисичка!

Лисичка: Здравствуйте дети! Как хорошо, что вы пришли, мне очень грустно и я хотела бы с вами поиграть. Вы знаете песенку комарика?

Дети: з-з-з-з

Лиса: песенку жука?

Дети: ж-ж-ж-ж

Лиса : ветра?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Лиса : водички?

Дети: с-с-с-с

Лиса: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза,, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Лиса- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть!

Вос-ль: А ребята тебе принесли угощение (грибок))

Спасибо! 

Воспитатель: Ребята, а чьи следы это были? (лисьи)

Вот, мы с вами и лисьи следы увидели. Пойдем дальше? До, свидания лисичка!

Смотрите ребята, а здесь другие следы пошли.

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка:  снегирь, сова, сорока, воробей

Дети: птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети:ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети:  животные  

Белочка: Молодцы!

 А теперь поиграйте со мной в игру  «Скажи наоборот»
Лось большой, а зайчик … маленький.
Белка слабая, а волк … сильный.
У лисы хвост длинный, а у зайца … короткий.
Зайчик, трусливый, а медведь … смелый.
Белка маленькая, а медведь …большой.
Волк сильный, а зайчик … слабый
.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, мы принесли тебе угощенье (шишку) , а  нам пора идти дальше!

Воспитатель:  И вот остался последний след! Проверим, чей он? (идем по следу)

Воспитатель: - Посмотрите ребята, а эти следы маленькие, наверное, это какой-то маленький зверёк тут пробегал

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!

 Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек, , ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка –елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.  

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,
белка - 
бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, слон – слоненок,  лев – львенок,  заяц – зайчонок, мышь –мышонок.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть.

-И тебе спасибо зайчик за игры, мы тебя угостим морковкой!

 Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад. Занимаем места на саночках. ( звучит музыка)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.  Скажите, а где мы гуляли? Чьи  следы мы видели на поляне? (лисьи, беличьи, заячьи)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу? (лису, белку и зайца) А как одним словом они называются? Почему дикие? (живут в лесу, сами себе устраивают жилище, не могут жить с человеком) А как называется жилище у лисы? У белки? У зайца?( На столе лежат картинки с изображением животных и их домиков) Игра «Кто где живет?»

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

Дети по кругу передают снежинку и каждый говорит, что понравилось в путешествии по зимнему лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...

Занятие по развитию речи в средней группе «Узоры на снегу»

Занятие по развитию речи в средней группе «Узоры на снегу»Задачи. Обогащать опыт внеси интуативного содержательного общения детей. Развивать поэтический слух. Активизировать точные глаголы, прилагател...

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...

Открытое занятие по речевому развитию средняя группа "Узоры на снегу"

Государственное бюджетное образовательное учреждение«Московская международная школа»Дошкольное подразделение «МАРС»Средняя  группа №12   Конспект открытого ...