Мастер-класс "Чудо-пальчики"
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Улыбка»
Г. Рассказово
Мастер – класс
«Чудо – пальчики»
Воспитатель:
Рязанцева
Нина Анатольевна
2018 г.
Цель: применение нетрадиционных методик в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей, применяемых в работе с детьми;
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.
3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности, применяемыми в работе с детьми.
Планируемый результат:
Повысить у педагогов интерес к вариативному использованию в работе разнообразных методов и приемов.
Привлечь внимание педагогов к использованию в работе нетрадиционных методик речевого развития.
Вызвать желание принять активное участие в мастер – классе.
Методы: методики биоэнергопластики, Су - Джок терапии, кинезиологии.
Ход:
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.
Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Чудо- пальчики».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
А высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
Моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов и приемов таких как: пальчиковая гимнастика, теневой театр, игры с мозайкой,
с мелким конструктором, шнуровки и др., выявил возможность применения способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су - Джок терапия.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Что же такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики.
«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот)
Это дятел на сосне
( Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося)
«д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю - Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины.
В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.
В нашем с Вами случае мы будем рассматривать воздействие «Су- Джок» на моторику. Учёный Сухомлинский сказал прекрасную фразу: « Мозг ребёнка находится в его руках». Процесс очень прост, через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, где активируется отдел, отвечающий за речь.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» в стихотворной форме.
«Прогулка»
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки. (Круговые движения шариком между ладонями)
Ходит бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик. (Прямые движения шариком по пальцам)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. (Перекладывание шарика пальцами из одной руки в другую)
Если подкрадётся волк,
Превратится ёж в клубок. (Сжатие шарика в ладонях)
Кинезиология –это наука о развитии головного мозга через движения.
Кинезиология или по - другому «Гимнастика мозга» состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит: (Ладони на ребро)
"Загибайтесь, выпрямляйтесь, (кулачок, ладонь)
Вместе в горстку собирайтесь, (кулачок)
Разбегитесь, распрямитесь, (ладонь)
В кулачок теперь сожмитесь. (кулачок)
Кулачок на кулачок
И ладошки на бочок. (ребро)
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. (ладонь)
На бочок, опять на стол, (ребро ладонь)
И конец игре пришел. (кулачок)
Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей.
Выполнение задания.
Задание следующее: Нужно за 1, 5 минуты придумать под готовые стихи гимнастику с элементами кинизиологии, биоэнергопластики, Су-Джок терапии.
Задание 1 Биоэнергопластика
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: ж-ж-ж,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Задание 2 Су-джок
Ёжик в ручки надо взять,
Чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре. Пять.
Начинаем счёт опять.
Мы возьмём в ладошки ёжик
И потрём его слегка,
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
Ёжик я в руках кручу,
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках
Не достанет его кошка!!!
Задание 3 Кинезиология
Весёлая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала.
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила всех
и отправила спать.
Спасибо за сотрудничество.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.