Консультация для воспитателей по развитию речи
консультация по развитию речи
Использование приемов мнемотехники
в развитии связной речи дошкольников
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.65 КБ |
mnemotehnika.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники
в развитии связной речи дошкольников
Слайд 1 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам
– он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются !!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Слайд 2 Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Один из методов обучения детей – это мнемотехника.
Слайд 3 Мнемоника, или мнемотехника – техника развития памяти, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 4 С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Слайд 5 Как и любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:
Слайд 6 1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. В основном мнемоквадраты мы используем при работе в природном уголке.
Слайд 7 В дидактических играх «Парные картинки»,
«Лото», «Ассоциации», «Логический поезд», «Домино», «Угадай, кто это», «Чья тень», при изучении дорожных знаков и др. Также их используют при обучении детей рассказыванию по картине. (бинокль Зоя Анатольевна, Нина Яковлевна - ТРИЗ)
Слайд 8 2 этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
Мы используем этот метод при обучении детей составлению простых предложений.
Слайд 9 При составления алгоритмов, например:
алгоритм «Одевания на прогулку», «Складывания одежды», «Умывания» и т.п.
Слайд 10,11 При заучивание чистоговорок, скороговорок, пословиц
Слайд 12 Придумывание и отгадывания загадок.
Слайд 13 3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:
-предметные картинки;
-силуэтные изображения;
-геометрические фигуры.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Слайд 14 Мнемотаблицы используются при составлении рассказов, при пересказах художественных произведений, при заучивании стихотворений, составление рассказов по картине и серии картин, при составлении описательных, творческих рассказов.
При работе с мнемотаблицами также идем от простого к сложному.
Так при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов сначала необходимо провести беседу с детьми по тексту, рассмотреть иллюстрации и отследить их последовательность к данному произведению. Затем можно заменить цветные иллюстрации на раскраски и в дальнейшем их поменять на силуэтное изображение. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы в речи детей : - высказывания короткие; - состоят из ф рагментов , логически не связанных между собой; - отличаются непоследовательностью; - содержат низкий уровень информативности.
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника строится от простого к сложному : мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить простое предложение или небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. 1. Маша взяла корзинку. Маша пошла в лес за грибами. 2.
Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок
Отгадывание загадок Кругла, но не мяч. Желта, но не солнце. С хвостом , но не мышь.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются: *при составлении рассказов, *при пересказах художественных произведений , *при составлении описательных, творческих рассказов. *при заучивании стихотворений, *при составлении рассказов по картине или серии картин.
Составление рассказа
Пересказ художественных текстов
Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по развитию речи. "Настольный театр оригами - русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".
В данном материале содержиться рекомендации для воспитателей старших групп, по созданию настольных театров при помощи искусства "Оригами"....
Консультация для воспитателя по развитии речи
Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Работа по развитию речи включает в себя:1)...
Консультация для воспитателя по развитии речи
Работы по развитию речи включает в себя:1 Воспитание звуковой культуры речи2 Формирование грамматически правильной речи3 Формирование разговорной (диалогической) речи4 Обучение связной монологической ...
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
развитие речи...
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук"...