Статья "Мнемотехника. Что это?"
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Дарья Валерьевна

Данная стать поможет молодым специалистам и родителям познакомиться с информацией о том, как с помощью мнемотехники можно тренировать память дошкольников. Использовать данную методику как отличный способ для развития следующих психических процессов: память, мышление, воображение, внимание и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika._chto_eto.docx428.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Мнемотехника. Что это?»  

   В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них происходит переизбыток данных. Наши дети, не смотря, на свой юный возраст, умеют отлично пользоваться смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле. При этом надо понимать, что, когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память, способность выделять из большого потока информации, суть. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.  

   На развитие памяти влияет много факторов, например: здоровый образ жизни, сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, заучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

   Вот именно на методе и способе запоминании я хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называется мнемотехника или его ещё называют мнемоника.

   Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский.

   Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

   Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

   Целью мнемотехники является – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и её полноценным развитием.

Мнемотехнику можно использовать для решения следующих задач:

  • развитие связной и диалогической речи у детей;
  • развитие умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи и т.д.;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Структура мнемотехники:

 

 

   Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

   Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

   Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

 - Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

- Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.

- Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.

Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда, когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.

- И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!