План по самообразованию
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Екатерина Александровна Буфатина

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx46.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя  общеобразовательная школа № 29 г. Химки

Дошкольное отделение «Страна детства»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

в группах общеразвивающей направленности

на 2020 -2021 учебный  год

Педагог дополнительного образования:

Буфатина Екатерина Александровна

Химки

2020 г.

Пояснительная записка

Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений.

На актуальность развития навыков речи у детей дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из пяти образовательных областей стандарта является Речевое развитие, предполагающее владение речью как средством общения и культуры. Также в целевых ориентирах указано обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Речевое развитие ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Все аспекты, которые мы понимаем под словами «речевое развитие» можно затронуть и проработать с помощью игр и игровых упражнений. Ведь игра – самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста. Нейропсихологические игры и кинезеологические упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации энергетического потенциала ребенка. Упражнения, целью которых является развитие межполушарного взаимодействия и мозжечковая стимуляция, имеют особенное значение для развития речи, так как направленность этих игр наиболее близка к активизации структур мозга, которые отвечают за процесс формирования речи и поведение ребенка. Поэтому использование нейропсихологических игр, разработанных с учетов возрастных особенностей и интересов детей, вполне актуально для решения задач речевого развития.

Цель: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими

Задачи:

Развитие всех компонентов устной речи детей:

  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие связной речи (диалогической и монологической)
  • Формирование словаря и понимание значений слов
  • Воспитание звуковой культуры речи
  • Практическое овладение нормами речи
  • Развитие коммуникативных умений

Задачи, по самообразованию:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений.
  2. Реализовать программу «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений».
  3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.

Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.

  1. Просвещать родителей (законных представителей) по теме речевого развития.
  2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми нейропсихологическим играм по развитию речи.
  3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития речевых навыков детей.

Используемые принципы при реализации программы:

  1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
  2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
  3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
  4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
  5. Комплексность и интегративность: решение задач речевого развития в системе всего образовательного процесса.

Педагогическая диагностика

Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова)

План работы с детьми

На занятиях по развитию речи во всех возрастных группах планирую в качестве организационных моментов, динамических пауз, переходов между видами деятельности, а так же заданий на слуховое внимание, пространственную ориентацию и др. использовать нейропедагогические игры и кинезеологические упражнения (или их элементы) различной направленности с речевым сопровождением или содержанием, соответствующим теме недели. Подбор всех игр осуществляется в соответствии с общим тематическим планированием.

План работы с детьми составляется ежемесячно в зависимости от текущего уровня развития детей, и может расширяться или изменяться в связи с тем, что программа реализуется впервые и некоторые упражнения могут не подойти для данного возраста или группы. В плане указываются только новые игры и упражнения. Например, если не указано приветствие, значит оно осталось таким же, как на прошлой неделе.

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

1 – 14 сентября

«Здравствуй, детский сад»

Приветствие

Пальчиковая игра

Игра массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Комплексная игра

Слуховое внимание

«С добрым утром»

«Ай, туки-туки-туки»

«Ходит ежик»

«Это я!» Н. Нищева

«Комарики»

«На чем я играю?»

Группа 4-5 лет

Приветствие

Пальчиковая игра

Игра массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Речевое дыхание

Зеркальное конструирование Слуховое внимание

«Ладошки»

«Мои игрушки»

«Ходит ежик»

 «Детский сад»

«Божья коровка»

«Заборчик»

«Что звучит?»

Группа 5-7 лет

Приветствие

Пальчиковая игра

Игра с массажными мячиками

Логоритмическое упражнение

Речевое дыхание

Пространственное конструирование

«Ладошки»

«Осенний цветок», «Мои игрушки»

«Я мячом круги катаю»

«Детский сад»

«Божья коровка»

«Дорожка для божьей коровки»

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

14 сентября – 4 октября

Закружилась листва золотая. Дары осени

Приветствие

Пальчиковая игра

Логоритмическое упражнение

Речевое дыхание

Комплексная игра

Крупная моторика

Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С.

«Мы капусту рубим, рубим»

«Ветер тихо клен качает»

Дуем на листочки

«Лягушка»

«Дует, дует ветер»

Группа 4-5 лет

Приветствие

Пальчиковая игра

Логоритмическое упражнение

Речевое дыхание

Зеркальное конструирование

Крупная моторика

Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С.

«Осенний букет»

«Осенью»

«Дует, дует ветер»

«Листочек», «Морковка»

«Вместе по лесу идем»

Группа 5-7 лет

Приветствие

Пальчиковая игра

С массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Зеркальное конструирование Слуховое внимание

Крупная моторика

Развитие слухового восприятия и

пространственного мышления

«Здравствуй, небо голубое»

«Хитрые грибы»,

Автоматизация звуков «С» и «З» (чистоговорки)

«Осенью» Н.В.Нищева

«Зонт», «Гриб»

«Пень в лесу»

«Приметы осени» «Деревья»

 «Поможем жучку добраться до груши»

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

5-18 октября

Животные

Приветствие

Пальчиковая игра

Упражнение массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Зеркальное конструирование

«Дружный круг» (Животные)

«Зайчик», «Зайчики»

«Зайки на лужайке»

Зайка серенький сидит

Игра «Половинки» (животные)

Группа 4-5 лет

Пальчиковая игра

С массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Речевое дыхание, звукоподражание

Зеркальное конструирование

Кто в лесочке живет?

«Медведи»

«Дикие животные»

«Как говорят животные»

Игра «Половинки»

Группа 5-7 лет

Приветствие

Пальчиковая игра с прищепкой

С массажным мячиком

Конструирование + слуховое восприятие

Крупная моторика

Зеркальное конструирование

Гимнастика для глаз

Развитие слухового восприятия и

пространственного мышления

«Ладошки вниз, ладошки вверх»

«Лесное население»

«Зайки на лужайке»

«Бычок»,

«Голодная мышка»

«Весело в лесу»

«Еж» (палочки, пуговицы)

«Прогулка в лесу»

«Где гриб», игра «Кто позвал?» ( заблудился в лесу)

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

19-31 октября

Транспорт. Путешествия

Приветствие

Зеркальное конструирование из палочек

Логоритмическое упражнение

Комплексная игра

С массажным мячиком

Крупная моторика

Слуховое восприятие

«Дружный круг» (вертолет, самолет, ракета)

«Дорожка»

Музыкальная игра «Би-би» Е.Железнова

«Еду на машине» (заводим, сигналим, поворачиваем, качаем колесо)

Лодочка

«Самолет» А.Барто

«Какая машина сигналит?» (Молчанова стр.48)

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»

Группа 4-5 лет

Приветствие

Пальчиковая игра

Логоритмическое упражнение

Речевое дыхание

Зеркальное конструирование

Слуховое внимание

«Дружный круг» (вертолет, самолет, ракета)

«Грузовик», «Поливальная машина» (Н.Нищева)

«Мчится поезд» (Э. Мошковская)

«Самолеты загудели»

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»

Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»

Группа 5-7 лет

Мелкая моторика (с двумя карандашами)

Слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия и

пространственного мышления

«Вертолет», «Подъёмный кран»

 «Хлопки» (транспорт) Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»

«Проложим путь автомобилю»

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

2–8  ноября

День Народного единства.

Моя Родина – Россия!

Приветствие

Самомассаж пальчиков

Пальчиковая игра

С массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Дыхательное упражнение

Межполушарное рисование

«Как живешь?»

«Семья»

«Кто приехал?»

«Шарик непростой»

«В нашей стране горы высокие…»

«Воздушный шарик»

«Обведи елочки»

Группа 4-5 лет

Приветствие

Кинезиологический комплекс

Логоритмическое упражнение

Межполушарное рисование

Зеркальное конструирование Релаксация

Слуховое внимание (вставить слово по смыслу)

«Здравствуй»

Сказка «В гости к бабушке»

«В нашей стране горы высокие…»

«Обведи елочки»

Флаг (текст Е. Арсенина)

«Кораблик»

«Что мы Родиной зовём?» В.Степанов

Группа 5-7 лет

Приветствие: пальчиковая игра

Гимнастика для глаз

Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу)

Крупная моторика

Релаксация

Чистоговорка с передачей мяча

 «Здравствуй»

«Флаг у нас прекрасный»

Флаг ( текст Е. Арсенина)

«Что мы Родиной зовём?» В.Степанов

«Моя Россия» (по М.Исаковскому)

 «Кораблик»

«Жура-Жура-Журавель!» П. Воронъко

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

9-22  ноября

Профессии

Приветствие

Комплекс упражнений

«Ладушки-ладошки»

«Наши яркие платочки…»

Группа 4-5 лет

Самомассаж

Пальчиковая игра

Зеркальное конструирование Релаксация

Слуховое внимание

Точечный массаж (Крылья носа разотри)

«Маляры», «Что принес нам почтальон?», «Хлебушек»

Конверт

«Профессии» (загадки с договариванием)

Группа 5-7 лет

Пальчиковая игра

Нейроупражнение

Слуховое внимание (вставить слово смыслу)

Крупная моторика

Пальчиковая игра

Точечный самомассаж

Чистоговорка с передачей мяча

«Такие разные дела»

«Фонарик», «Хлебушек» (колечки)

Перекрёстное и прямое марширование

«Повар», «Наперсток», «Кузнец», «Скульптор»

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

23-30  ноября

День матери

Самомассаж

Комплекс упражнений

«Гуси»

«С платочками»

Группа 4-5 лет

Нейроигра

Пальчиковая игра

Дыхательное упражнение

Зеркальное конструирование

Тактильное восприятие

«С мамой в магазине» (фрукты)

 «Наши мамы»

«Воздушный шарик»

«Подарок»

«Чудесный мешочек»

Группа 5-7 лет

Гимнастика для глаз

Самомассаж

Крупная моторика

Пальчиковая игра

 Любопытная Варвара

«Сильным я родился…»

«На стол, под стол, стучать!»

«Мамины руки», «Наши мамы»

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

1-13 декабря

Комплекс

Крупная моторика

(Со снежинками-помпонами)

«К нам снежинка прилетела…»

«Выпал беленький снежок…»

Группа 4-5 лет

Самомассаж

Логоритмическое упражнение

Межполушарное рисование

Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово по смыслу)

«Ручки греем»

«Зимняя прогулка» «Медведь в берлоге…»

Снежинка

Загадки - добавлялки

Группа 5-7 лет

Приветствие: пальчиковая игра

Гимнастика для глаз

Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу)

Крупная моторика

Кинезиологическое упражнение

Релаксация

Чистоговорка с передачей мяча

 

«Велосипед» (в парах)

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

14-30 декабря

У ворот хоровод - скоро, скоро Новый год!

Приветствие

Самомассаж пальчиков

Пальчиковая игра

С массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Дыхательное упражнение

«Новогодние игрушки»

«Наступает Новый год»

«Свеча»

Группа 4-5 лет

Приветствие

Кинезиологический комплекс

Логоритмическое упражнение

Зеркальное конструирование

Крупная моторика

Пальчиковые и жестовые игры

Елочка

«Зимняя зарядка»

«Падал снег на порог…»

«Копаю, копаю лопаткой снежок»

Группа 5-7 лет

Приветствие: пальчиковая игра

Гимнастика для глаз

Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу)

Крупная моторика

Жестовые и пальчиковые  игры

Релаксация

Чистоговорка с передачей мяча

 

«К нам приехал Дед Мороз»

«Снег пушистый лег на ветки»

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

11-31 января

Коляда. Русские народные праздничные традиции.

Русские народные промыслы и ремесла

Самомассаж

Комплекс упражнений (дыхательное, гимнастика для глаз, фонематический слух, мелкая моторика)

Лепим снеговика

«Снежинка»

Группа 4-5 лет

Приветствие

Самомассаж

Кинезиологический комплекс

Логоритмическое упражнение

Межполушарное рисование

Зеркальное конструирование Релаксация

Слуховое внимание (вставить слово по смыслу)

Лепим снеговика

Группа 5-7 лет

Приветствие: пальчиковая игра

Гимнастика для глаз

Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу)

Крупная моторика

Релаксация

Чистоговорка с передачей мяча

 

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

1-7 февраля

Спорт

Приветствие

Самомассаж

Пальчиковая игра

С массажным мячиком

Логоритмическое упражнение

Дыхательное упражнение

Межполушарное рисование

«Неболейка»

«Маша варежку надела…»

Группа 4-5 лет

Комплекс самомассаж пальчиковые  + упражнения

Дыхательная гимнастика (речевое дыхание)

Логоритмическое упражнение

Гимнастика для глаз

«Человечки» (маршируют,

прыгают, бегут)

«Спортсмены» (звук «уххх»)

Фигурное катание (в парах).

«Чтоб глаза твои зоркими были…»

Группа 5-7 лет

Гимнастика для глаз

Зеркальное конструирование

Крупная моторика

Упражнение с шариками

Упражнение с пластиковыми крышками

Самомассаж

 «Чтоб глаза твои зоркими были…»

«Фигурное катание» (в парах).

«Эстафета» (прокатывание двух шариков одновременно двумя руками)

«Юные спортсмены»

«Здоровячки».

Месяц

Тема

Содержание работы

Группа 3-4 года

8-17 февраля

Дарите книги с любовью!

Самомассаж

Гимнастика для глаз

Пальчиковая игра

Жестовая игра

С массажным мячиком

Дыхательное упражнение

«Волшебники из сказки»

«Теремок»

«Твоя ладошка – это пруд»

«Книга»

«Колобок» Н. Нищева

«Каша кипит» (ф-ф-ф)

Группа 4-5 лет

Самомассаж

Кинезиологическое упражнение Логоритмическое упражнение

Дыхательное упражнение

Артикуляционная гимнастика

Мелкая моторика

Комплекс «Озорные мишки»

«Цепочка»

«Встали девочки в кружок…»(А.Барто)

«Трубач»

«Рыбки»

«Книга», «Колобок» Н.Нищева

Группа 5-7 лет

Гимнастика для глаз

Слуховое внимание

Физкультминутка

Кинезиологические упражнения

Релаксация

Мелкая моторика

 «Найди, что назову»

«Найди ошибку» (по стихам Барто)

«Встали девочки в кружок…»(А.Барто)

«Цепочка»

Комплекс для шеи и глаз «Любопытная Варвара»

«Книга», «Колобок» Н.Нищева

План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Октябрь

Видео-консультация «Речевые игры по дороге в детский сад»

Консультация «О пользе нейропсихологических игр и упражнений для развития речи»

Ноябрь

Видео-консультация «Интересные игры дома»

Декабрь

Папка-передвижка для группы «Умники и умницы» на тему: «Развиваем речь с детьми 3-4 лет в домашней среде»

Консультация-пост в соцсетях: «Пальчиковые игры с детьми»

Январь

Открытое занятие для родителей «Учимся, играя»

Февраль

Папка-передвижка для группы «Затейники» на тему:

Март

Консультация – пост в социальных сетях

Май

Индивидуальные беседы-рекомендации на лето

Возможные изменения в плане: тематика консультаций и открытого занятия

____________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы с педагогическим коллективом

Месяц

Мероприятие

Октябрь

Мастер-класс: «Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста»

В течении всего года

Создание картотеки нейропедагогических игр и кинезиологических упражнений для общего  доступа педагогов на платформе Google диск

В течении всего года

Консультирование педагогов по вопросу изготовления нейроигр и пособий из подручных материалов

Этапы реализации

  1. Подготовительный этап (Сентябрь 2020)

- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.

- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.

- Проведение входной диагностики.

  1. Этап реализации (сентябрь 2020-2021)

- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями

  1. Заключительный этап (май 2021)

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год

Литература

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор сост. О.А.Зажигина – Спбю: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 96 с. – (Кабинет логопеда.)
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Библиотека Логопеда)
  3. Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка/ Е.Г. Молчанова. – Ростов н/д: Феникс, 2019. – 320 с.- (Библиотека логопеда).
  4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
  5. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля, Ксения Гончарова и др. – Ростов н/д.: Феникс, 2019. – 55 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  7. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012.-474с.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Сайты и статьи:

  1. Сайт Васильевой Е.В – нейрологопеда, автора книг и пособий https://vasilyeva-elena.ru/
  2. https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/neyropsihologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey
  3. https://nsportal.ru/user/778168/page/v-razrabotke 
  4. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/04/27/neyroigry-v-rabote-uchitelya-logopeda
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-metodov-neiropsihologi-i-kineziologi-v-korekcionoi-rabote-s-detmi-s-sdvg.html

Приложение 1

Механизм педагогической оценки

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова) в отдельном документе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...