План по самообразованию
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 46.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Химки
Дошкольное отделение «Страна детства»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
в группах общеразвивающей направленности
на 2020 -2021 учебный год
Педагог дополнительного образования:
Буфатина Екатерина Александровна
Химки
2020 г.
Пояснительная записка
Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений.
На актуальность развития навыков речи у детей дошкольного возраста указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из пяти образовательных областей стандарта является Речевое развитие, предполагающее владение речью как средством общения и культуры. Также в целевых ориентирах указано обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
Все аспекты, которые мы понимаем под словами «речевое развитие» можно затронуть и проработать с помощью игр и игровых упражнений. Ведь игра – самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста. Нейропсихологические игры и кинезеологические упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации энергетического потенциала ребенка. Упражнения, целью которых является развитие межполушарного взаимодействия и мозжечковая стимуляция, имеют особенное значение для развития речи, так как направленность этих игр наиболее близка к активизации структур мозга, которые отвечают за процесс формирования речи и поведение ребенка. Поэтому использование нейропсихологических игр, разработанных с учетов возрастных особенностей и интересов детей, вполне актуально для решения задач речевого развития.
Цель: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими
Задачи:
Развитие всех компонентов устной речи детей:
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи (диалогической и монологической)
- Формирование словаря и понимание значений слов
- Воспитание звуковой культуры речи
- Практическое овладение нормами речи
- Развитие коммуникативных умений
Задачи, по самообразованию:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений.
- Реализовать программу «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством нейропедагогических игр и кинезеологических упражнений».
- Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста.
- Просвещать родителей (законных представителей) по теме речевого развития.
- Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми нейропсихологическим играм по развитию речи.
- Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития речевых навыков детей.
Используемые принципы при реализации программы:
- Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
- Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
- Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
- Комплексность и интегративность: решение задач речевого развития в системе всего образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова)
План работы с детьми
На занятиях по развитию речи во всех возрастных группах планирую в качестве организационных моментов, динамических пауз, переходов между видами деятельности, а так же заданий на слуховое внимание, пространственную ориентацию и др. использовать нейропедагогические игры и кинезеологические упражнения (или их элементы) различной направленности с речевым сопровождением или содержанием, соответствующим теме недели. Подбор всех игр осуществляется в соответствии с общим тематическим планированием.
План работы с детьми составляется ежемесячно в зависимости от текущего уровня развития детей, и может расширяться или изменяться в связи с тем, что программа реализуется впервые и некоторые упражнения могут не подойти для данного возраста или группы. В плане указываются только новые игры и упражнения. Например, если не указано приветствие, значит оно осталось таким же, как на прошлой неделе.
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
1 – 14 сентября | «Здравствуй, детский сад» | Приветствие Пальчиковая игра Игра массажным мячиком Логоритмическое упражнение Комплексная игра Слуховое внимание | «С добрым утром» «Ай, туки-туки-туки» «Ходит ежик» «Это я!» Н. Нищева «Комарики» «На чем я играю?» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Приветствие Пальчиковая игра Игра массажным мячиком Логоритмическое упражнение Речевое дыхание Зеркальное конструирование Слуховое внимание | «Ладошки» «Мои игрушки» «Ходит ежик» «Детский сад» «Божья коровка» «Заборчик» «Что звучит?» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие Пальчиковая игра Игра с массажными мячиками Логоритмическое упражнение Речевое дыхание Пространственное конструирование | «Ладошки» «Осенний цветок», «Мои игрушки» «Я мячом круги катаю» «Детский сад» «Божья коровка» «Дорожка для божьей коровки» | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
14 сентября – 4 октября | Закружилась листва золотая. Дары осени | Приветствие Пальчиковая игра Логоритмическое упражнение Речевое дыхание Комплексная игра Крупная моторика | Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. «Мы капусту рубим, рубим» «Ветер тихо клен качает» Дуем на листочки «Лягушка» «Дует, дует ветер» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Приветствие Пальчиковая игра Логоритмическое упражнение Речевое дыхание Зеркальное конструирование Крупная моторика | Пальчиковая игра «Здравствуйте» автор Савинова С. «Осенний букет» «Осенью» «Дует, дует ветер» «Листочек», «Морковка» «Вместе по лесу идем» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие Пальчиковая игра С массажным мячиком Логоритмическое упражнение Зеркальное конструирование Слуховое внимание Крупная моторика Развитие слухового восприятия и пространственного мышления | «Здравствуй, небо голубое» «Хитрые грибы», Автоматизация звуков «С» и «З» (чистоговорки) «Осенью» Н.В.Нищева «Зонт», «Гриб» «Пень в лесу» «Приметы осени» «Деревья» «Поможем жучку добраться до груши» | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
5-18 октября | Животные | Приветствие Пальчиковая игра Упражнение массажным мячиком Логоритмическое упражнение Зеркальное конструирование | «Дружный круг» (Животные) «Зайчик», «Зайчики» «Зайки на лужайке» Зайка серенький сидит Игра «Половинки» (животные) | |
Группа 4-5 лет | ||||
Пальчиковая игра С массажным мячиком Логоритмическое упражнение Речевое дыхание, звукоподражание Зеркальное конструирование | Кто в лесочке живет? «Медведи» «Дикие животные» «Как говорят животные» Игра «Половинки» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие Пальчиковая игра с прищепкой С массажным мячиком Конструирование + слуховое восприятие Крупная моторика Зеркальное конструирование Гимнастика для глаз Развитие слухового восприятия и пространственного мышления | «Ладошки вниз, ладошки вверх» «Лесное население» «Зайки на лужайке» «Бычок», «Голодная мышка» «Весело в лесу» «Еж» (палочки, пуговицы) «Прогулка в лесу» «Где гриб», игра «Кто позвал?» ( заблудился в лесу) | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
19-31 октября | Транспорт. Путешествия | Приветствие Зеркальное конструирование из палочек Логоритмическое упражнение Комплексная игра С массажным мячиком Крупная моторика Слуховое восприятие | «Дружный круг» (вертолет, самолет, ракета) «Дорожка» Музыкальная игра «Би-би» Е.Железнова «Еду на машине» (заводим, сигналим, поворачиваем, качаем колесо) Лодочка «Самолет» А.Барто «Какая машина сигналит?» (Молчанова стр.48) Игра «Угадай, по какому предмету я стучу» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Приветствие Пальчиковая игра Логоритмическое упражнение Речевое дыхание Зеркальное конструирование Слуховое внимание | «Дружный круг» (вертолет, самолет, ракета) «Грузовик», «Поливальная машина» (Н.Нищева) «Мчится поезд» (Э. Мошковская) «Самолеты загудели» «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы» Игра «Угадай, по какому предмету я стучу» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Мелкая моторика (с двумя карандашами) Слуховое восприятие Развитие слухового восприятия и пространственного мышления | «Вертолет», «Подъёмный кран» «Хлопки» (транспорт) Игра «Угадай, по какому предмету я стучу» «Проложим путь автомобилю» | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
2–8 ноября | День Народного единства. Моя Родина – Россия! | Приветствие Самомассаж пальчиков Пальчиковая игра С массажным мячиком Логоритмическое упражнение Дыхательное упражнение Межполушарное рисование | «Как живешь?» «Семья» «Кто приехал?» «Шарик непростой» «В нашей стране горы высокие…» «Воздушный шарик» «Обведи елочки» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Приветствие Кинезиологический комплекс Логоритмическое упражнение Межполушарное рисование Зеркальное конструирование Релаксация Слуховое внимание (вставить слово по смыслу) | «Здравствуй» Сказка «В гости к бабушке» «В нашей стране горы высокие…» «Обведи елочки» Флаг (текст Е. Арсенина) «Кораблик» «Что мы Родиной зовём?» В.Степанов | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие: пальчиковая игра Гимнастика для глаз Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу) Крупная моторика Релаксация Чистоговорка с передачей мяча | «Здравствуй» «Флаг у нас прекрасный» Флаг ( текст Е. Арсенина) «Что мы Родиной зовём?» В.Степанов «Моя Россия» (по М.Исаковскому) «Кораблик» «Жура-Жура-Журавель!» П. Воронъко | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
9-22 ноября | Профессии | Приветствие Комплекс упражнений | «Ладушки-ладошки» «Наши яркие платочки…» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Самомассаж Пальчиковая игра Зеркальное конструирование Релаксация Слуховое внимание | Точечный массаж (Крылья носа разотри) «Маляры», «Что принес нам почтальон?», «Хлебушек» Конверт «Профессии» (загадки с договариванием) | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Пальчиковая игра Нейроупражнение Слуховое внимание (вставить слово смыслу) Крупная моторика Пальчиковая игра Точечный самомассаж Чистоговорка с передачей мяча | «Такие разные дела» «Фонарик», «Хлебушек» (колечки) Перекрёстное и прямое марширование «Повар», «Наперсток», «Кузнец», «Скульптор» | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
23-30 ноября | День матери | Самомассаж Комплекс упражнений | «Гуси» «С платочками» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Нейроигра Пальчиковая игра Дыхательное упражнение Зеркальное конструирование Тактильное восприятие | «С мамой в магазине» (фрукты) «Наши мамы» «Воздушный шарик» «Подарок» «Чудесный мешочек» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Гимнастика для глаз Самомассаж Крупная моторика Пальчиковая игра | Любопытная Варвара «Сильным я родился…» «На стол, под стол, стучать!» «Мамины руки», «Наши мамы» | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
1-13 декабря | Комплекс Крупная моторика | (Со снежинками-помпонами) «К нам снежинка прилетела…» «Выпал беленький снежок…» | ||
Группа 4-5 лет | ||||
Самомассаж Логоритмическое упражнение Межполушарное рисование Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово по смыслу) | «Ручки греем» «Зимняя прогулка» «Медведь в берлоге…» Снежинка Загадки - добавлялки | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие: пальчиковая игра Гимнастика для глаз Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу) Крупная моторика Кинезиологическое упражнение Релаксация Чистоговорка с передачей мяча |
«Велосипед» (в парах) | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
14-30 декабря | У ворот хоровод - скоро, скоро Новый год! | Приветствие Самомассаж пальчиков Пальчиковая игра С массажным мячиком Логоритмическое упражнение Дыхательное упражнение | «Новогодние игрушки» «Наступает Новый год» «Свеча» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Приветствие Кинезиологический комплекс Логоритмическое упражнение Зеркальное конструирование Крупная моторика Пальчиковые и жестовые игры | Елочка «Зимняя зарядка» «Падал снег на порог…» «Копаю, копаю лопаткой снежок» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие: пальчиковая игра Гимнастика для глаз Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу) Крупная моторика Жестовые и пальчиковые игры Релаксация Чистоговорка с передачей мяча |
«К нам приехал Дед Мороз» «Снег пушистый лег на ветки» | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
11-31 января | Коляда. Русские народные праздничные традиции. Русские народные промыслы и ремесла | Самомассаж Комплекс упражнений (дыхательное, гимнастика для глаз, фонематический слух, мелкая моторика) | Лепим снеговика «Снежинка» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Приветствие Самомассаж Кинезиологический комплекс Логоритмическое упражнение Межполушарное рисование Зеркальное конструирование Релаксация Слуховое внимание (вставить слово по смыслу) | Лепим снеговика | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Приветствие: пальчиковая игра Гимнастика для глаз Зеркальное конструирование Слуховое внимание (вставить слово смыслу) Крупная моторика Релаксация Чистоговорка с передачей мяча |
| |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
1-7 февраля | Спорт | Приветствие Самомассаж Пальчиковая игра С массажным мячиком Логоритмическое упражнение Дыхательное упражнение Межполушарное рисование | «Неболейка» «Маша варежку надела…» | |
Группа 4-5 лет | ||||
Комплекс самомассаж пальчиковые + упражнения Дыхательная гимнастика (речевое дыхание) Логоритмическое упражнение Гимнастика для глаз | «Человечки» (маршируют, прыгают, бегут) «Спортсмены» (звук «уххх») Фигурное катание (в парах). «Чтоб глаза твои зоркими были…» | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Гимнастика для глаз Зеркальное конструирование Крупная моторика Упражнение с шариками Упражнение с пластиковыми крышками Самомассаж | «Чтоб глаза твои зоркими были…» «Фигурное катание» (в парах). «Эстафета» (прокатывание двух шариков одновременно двумя руками) «Юные спортсмены» «Здоровячки». | |||
Месяц | Тема | Содержание работы | ||
Группа 3-4 года | ||||
8-17 февраля | Дарите книги с любовью! | Самомассаж Гимнастика для глаз Пальчиковая игра Жестовая игра С массажным мячиком Дыхательное упражнение | «Волшебники из сказки» «Теремок» «Твоя ладошка – это пруд» «Книга» «Колобок» Н. Нищева «Каша кипит» (ф-ф-ф) | |
Группа 4-5 лет | ||||
Самомассаж Кинезиологическое упражнение Логоритмическое упражнение Дыхательное упражнение Артикуляционная гимнастика Мелкая моторика | Комплекс «Озорные мишки» «Цепочка» «Встали девочки в кружок…»(А.Барто) «Трубач» «Рыбки» «Книга», «Колобок» Н.Нищева | |||
Группа 5-7 лет | ||||
Гимнастика для глаз Слуховое внимание Физкультминутка Кинезиологические упражнения Релаксация Мелкая моторика | «Найди, что назову» «Найди ошибку» (по стихам Барто) «Встали девочки в кружок…»(А.Барто) «Цепочка» Комплекс для шеи и глаз «Любопытная Варвара» «Книга», «Колобок» Н.Нищева |
План работы с родителями
Месяц | Мероприятие |
Октябрь | Видео-консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» |
Консультация «О пользе нейропсихологических игр и упражнений для развития речи» | |
Ноябрь | Видео-консультация «Интересные игры дома» |
Декабрь | Папка-передвижка для группы «Умники и умницы» на тему: «Развиваем речь с детьми 3-4 лет в домашней среде» |
Консультация-пост в соцсетях: «Пальчиковые игры с детьми» | |
Январь | Открытое занятие для родителей «Учимся, играя» |
Февраль | Папка-передвижка для группы «Затейники» на тему: |
Март | Консультация – пост в социальных сетях |
Май | Индивидуальные беседы-рекомендации на лето |
Возможные изменения в плане: тематика консультаций и открытого занятия
____________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы с педагогическим коллективом
Месяц | Мероприятие |
Октябрь | Мастер-класс: «Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста» |
В течении всего года | Создание картотеки нейропедагогических игр и кинезиологических упражнений для общего доступа педагогов на платформе Google диск |
В течении всего года | Консультирование педагогов по вопросу изготовления нейроигр и пособий из подручных материалов |
Этапы реализации
- Подготовительный этап (Сентябрь 2020)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
- Этап реализации (сентябрь 2020-2021)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
- Заключительный этап (май 2021)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Литература
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор сост. О.А.Зажигина – Спбю: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 96 с. – (Кабинет логопеда.)
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Библиотека Логопеда)
- Молчанова Е. Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка/ Е.Г. Молчанова. – Ростов н/д: Феникс, 2019. – 320 с.- (Библиотека логопеда).
- Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 – 240 с.
- Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля, Ксения Гончарова и др. – Ростов н/д.: Феникс, 2019. – 55 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012.-474с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Сайты и статьи:
- Сайт Васильевой Е.В – нейрологопеда, автора книг и пособий https://vasilyeva-elena.ru/
- https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/neyropsihologicheskie-uprazhneniya-dlya-detey
- https://nsportal.ru/user/778168/page/v-razrabotke
- https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/04/27/neyroigry-v-rabote-uchitelya-logopeda
- https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-metodov-neiropsihologi-i-kineziologi-v-korekcionoi-rabote-s-detmi-s-sdvg.html
Приложение 1
Механизм педагогической оценки
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) в отдельном документе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...