мастер-класс для педагогов "Речецветик"
материал по развитию речи (старшая группа)

Сурских Галина Васильевна

логопедический практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechetsvetik.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

456580 Челябинская область, г. Еманжелинск, улицаЧкалова, 16б,

т. 8 (351-38) 2-10-22,  E-mail: detskijsadv20@mail.ru

Речецветик.

(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ   ПРАКТИКУМ)

Составитель :

воспитатель Г.В. Сурских

ЦЕЛЬ: создание условий для расширения у педагогов представлений о нетрадиционных способах и приемах коррекции речи дошкольников.

ОБОРУДОВАНИЕ: цветок из белого картона, на лепестках которого указаны все составляющие речевого аппарата (речецветик); цветные лепестки, на которых написаны направления логопедического воздействия; игрушка модель «квакуша», аудиозапись песни «Чебурашка»,( кубики в два  раза больше чем участников), вата, кораблики по числу участников, тазики с водой, игрушки корова и теленок, текст стихотворения  «Ягодка по ягодке», мяч, металлофон, прищепки (20 шт.),картонные силуэты (круги разного размера, ежик) на нитях, магнитная доска с магнитами.

                                       Проведение мастер-класса

Речь – самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с цветком «речецветиком», где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии(показать «речецветик), это речевые центры  коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный,  голосообразующий  и  дыхательный  аппараты.  Повреждение любого из этих отделов приводит  к различным речевым нарушениям. Сложна организация речевой деятельности, следовательно и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям.

Сегодня познакомимся  с упражнениями,направленные на развитие всех этих систем, и  попытаемся их освоить.

Еще в древности возникло такое иносказательное  выражение : « Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем и на другой.

Иными   словами ,на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук. (показать и прикрепить к белому цветку цветной лепесток с надписью: «Развитие мелкой моторики рук»).

Тонкая моторика- это основа всего речевого развития.

Игровые  упражнения  на  развитие  мелкой моторики  рук.

1)Пальчиковая гимнастика (чтобы она  была еще интереснее, ее можно проводить  под музыку)

Ай,тари, тари, тари!       Растирание ладоней друг о друга

Куплю Маше янтари!

Останутся деньги-           Попеременно сцеплять одноименные пальцы между собой в виде крючков                   виде  крючков.

Куплю Маше серьги!

Останутся пятачки-

Куплю маше башмачки!

Останутся грошики-

Куплю маше ложки!

Останутся полушки-

Куплю Маше подушки!

Упражнение на развитие мелкой моторики рук полезно сочетать с элементами массажа.

2)С а м о м а с с а ж  «Комарики»

Дарики, дарики,           Руки складывают щепотью и  описывают круги

Ай да комарики!

Вились, кружились!

В щечки вцепились!

КУСЬ,кусь, кусь,кусь!      Легкое пощипывание

Дарики, дарики,               Руки складывают щепотью

Ай да комарики!              и описывают круги

Вились, кружились,

В носик вцепились!          Легкое пощипывание

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, кружились,

В ушки вцепились!

Кусь, кусь, кусь, кусь!          Легкое пощипывание

Закусали нас комарики

Ай ,да комарики.Хлоп!

Молодцы!                               Хлопок.

3) Игровое упражнение  «Волшебные прищепки»

-Посмотрите, какая замечательная волшебная картинка!

Но что это? Солнышко без лучей… Цветы без лепестков… Даже ежик без колючек!

Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит картину за нить и немного покачивает, а другой  в это время  пытается  нацепить  прищепки

(раздает картонные изображения)

Музыкальное сопровождение .В конце игры картинки с прищепками помещаются в магнитную доску.

В Е Д У Щ И Й. Основой  звучащей речи ,источником образования звуков голоса является речевое дыхание. ( Показывает  цветной лепесток, на котором написано:«Развитие речевого  дыхания», и прикрепляет его к цветку)

Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом  или толчкообразном выдохе или  в неправильном направлении воздушной струи.

2.Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.

«Загоним  мяч в ворота»

-Мы с вами футболисты,перед нами- импровизированные ворота и ватный мяч. Наша задача- загнать мяч в ворота, сильно и длительно дуя на него, ненадувая  щек. Нужно забить гол 2-3 раза.

«КОРАБЛИК»

-Теперь мы капитаны корабля, и наш кораблик отправляется в далекое плавание. Нужно долго и сильно дуть на парус, не надувая щек. Чей кораблик доплывет до противоположного берега?

  «ФОКУС»

-А сейчас мы фокусники. Небольшой кусок ваты  располагаем  на кончике носа, язык положить на верхнюю губу и подуть. Фокус заключается  в  том, что  ватка летит вертикально вверх.

«СТИХОТВОРНЫЙ ЗАБЕГ»

-Речевой выдох должен быть долгим. Необходимо распределять выдыхаемый воздух.  Потренируемся с помощью стихотворения. Выбрать двух  помощников.

Читаем стихотворение на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается,  нужно стукнуть мячом об пол.

                                         

ЯГОДКА  ПО  ЯГОДКЕ

Собирала я в лесу

Ягоду малину

Я домой не донесу

Полную  корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке-

Дело подвигается,

Ягод убавляется…

Солнце греет горячо,

Далека  дорога.

Не отведать ли еще

Ягодок немного?

Ягодка по  ягодке,

Ягодка по ягодке,

Тают ка снежинки,

Ягодки в корзинке.

Закатилось солнышко,

А на донышке  видна

Только ягодка одна.

Не идти же с ней домой!

Съем ее – и с плеч долой!

 -Важное местов коррекционной работе отводится выработке звонкого голоса,  развитию его, свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона.

Голос передает эмоциональное состояние человека, его отношения к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах. Итак, следующее направление- развитие голосовых возможностей.

    Показывает цветной лепесток, на котором написано: «Развитие голосовых возможностей», и прикрепляет его к цветку.

3.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

                                     КОРОВА И ТЕЛЯТА

-Представьте, что мы с вами на лугу. Кто пасется на лугу? Правильно. На нашем лугу пасутся коровы (поставить на стол игрушку корову), а на вашем телята (поставить игрушку теленка).

-Коровы зовут своих телят. Как они их зовут?

(Первая группа  произносит низким голосом: «Му-му-му!»

-Коровам отвечают телята. Как они отвечают

   (  Вторая группа отвечает высоким голосом : «Му-му-му!)

(Затем группы меняются ролями)

Важным условием речепроизводства  является сформированный речевой  или фонематический  слух, с помощью которого мы различаем звуки речи.

(Показывает  цветной лепесток, на котором написано:«Развитие  фонематического слуха», и прикрепляет его к цветку.) По выражению ученых-лингвистов,без фонематического слуха невозможна генерация речи. Основой  речевого слуха является неречевой слух.

4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА.

                         ПТИЧКА ЛИСИЧКА МЕДВЕДЬ.

-К нам сегодня пришли гости: птичка, лисичка, медведь,но мы их не видим, а только слышим. Как Вы думаете, кто это идет? Послушайте (издает звуки с помощью металлофона). Очень хорошо!  А как они идут мы сейчас и покажем. Для этого все встанем в круг и пойдем друг за другом. Будем подражать животным согласно услышанному звуку.

-Развитие подвижности  артикуляторных органов под воздействием артикуляционной гимнастики. (Показать цветной лепесток, на котором написано:

«Развитие артикуляционной  моторики» и прикрепляет его к цветку.)Для наиболее быстрого    усвоения артикуляционных движений, соблюдения темпа, а также сохранения интереса выполнение упражнений будем сопровождать стихотворением о веселом язычке, а помогать нам будет квакуша, чей язык может повторять движения нашего языка.

5. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА « ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

Язычок знакомнам, дети,      Широко улыбнуться, растянуть губы.

Мы его улыбкой встретим.     Приоткрыть рот, высунуть язык

Это язычок пришел.                  

Вправо он сейчас пошел          Тянуться кончиком языка к правому  уху

Все, что нужно, увидал            Тянуться кончиком языка к левому уху

И налево  зашагал.

Погулял совсем немножко

Широко открыл окошко.            Широко открыть рот.

Он окно не закрывает,              Рот широко открыт, кончик языка тянется к носу

К верху кончик поднимает.          Рот широко открыт ,кончик языка тянется к  

                                                         подбородку    

Он окно не закрывает

К низу кончик опускает,

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает.              «Индюки»

Поиграл наш язычок,                    Закрыть рот.

Лег поспать он и молчок.

В Е Д У Щ И Й. Для поддержания высокого эмоционального уровня можно использовать музыкальное сопровождение.Например, песню любимого мультфильма. Надо заметить. Что выполняемые упражнения детям знакомы, поэтому  выполняется без устных  комментариев.

6 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ В СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕСЕНКИ ЧЕБУРАШКИ.

Я был когда-то странной,                      открыть и закрыть рот 2 раза

Игрушкой безымянной,

К которой в магазине,                         выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и

                                                              вернуть в исходное положение.

Никто не подойдёт.                               Надуть щёки, затем расслабить.

Теперь я – Чебурашка,                         Втянуть щёки, затем расслабить.

И каждая дворняжка                        Выполняются движения нижней челюстью:

При встрече сразу                               вправо, влево, в исходное положение.

Лапу подаёт

Ведущий: Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить коррекционное  воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные им упражнения можно выполнять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...