мастер-класс для педагогов "Речецветик"
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 20"
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
456580 Челябинская область, г. Еманжелинск, улицаЧкалова, 16б,
т. 8 (351-38) 2-10-22, E-mail: detskijsadv20@mail.ru
Речецветик.
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ)
Составитель :
воспитатель Г.В. Сурских
ЦЕЛЬ: создание условий для расширения у педагогов представлений о нетрадиционных способах и приемах коррекции речи дошкольников.
ОБОРУДОВАНИЕ: цветок из белого картона, на лепестках которого указаны все составляющие речевого аппарата (речецветик); цветные лепестки, на которых написаны направления логопедического воздействия; игрушка модель «квакуша», аудиозапись песни «Чебурашка»,( кубики в два раза больше чем участников), вата, кораблики по числу участников, тазики с водой, игрушки корова и теленок, текст стихотворения «Ягодка по ягодке», мяч, металлофон, прищепки (20 шт.),картонные силуэты (круги разного размера, ежик) на нитях, магнитная доска с магнитами.
Проведение мастер-класса
Речь – самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с цветком «речецветиком», где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии(показать «речецветик), это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Сложна организация речевой деятельности, следовательно и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям.
Сегодня познакомимся с упражнениями,направленные на развитие всех этих систем, и попытаемся их освоить.
Еще в древности возникло такое иносказательное выражение : « Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем и на другой.
Иными словами ,на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук. (показать и прикрепить к белому цветку цветной лепесток с надписью: «Развитие мелкой моторики рук»).
Тонкая моторика- это основа всего речевого развития.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1)Пальчиковая гимнастика (чтобы она была еще интереснее, ее можно проводить под музыку)
Ай,тари, тари, тари! Растирание ладоней друг о друга
Куплю Маше янтари!
Останутся деньги- Попеременно сцеплять одноименные пальцы между собой в виде крючков виде крючков.
Куплю Маше серьги!
Останутся пятачки-
Куплю маше башмачки!
Останутся грошики-
Куплю маше ложки!
Останутся полушки-
Куплю Маше подушки!
Упражнение на развитие мелкой моторики рук полезно сочетать с элементами массажа.
2)С а м о м а с с а ж «Комарики»
Дарики, дарики, Руки складывают щепотью и описывают круги
Ай да комарики!
Вились, кружились!
В щечки вцепились!
КУСЬ,кусь, кусь,кусь! Легкое пощипывание
Дарики, дарики, Руки складывают щепотью
Ай да комарики! и описывают круги
Вились, кружились,
В носик вцепились! Легкое пощипывание
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, кружились,
В ушки вцепились!
Кусь, кусь, кусь, кусь! Легкое пощипывание
Закусали нас комарики
Ай ,да комарики.Хлоп!
Молодцы! Хлопок.
3) Игровое упражнение «Волшебные прищепки»
-Посмотрите, какая замечательная волшебная картинка!
Но что это? Солнышко без лучей… Цветы без лепестков… Даже ежик без колючек!
Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит картину за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить прищепки
(раздает картонные изображения)
Музыкальное сопровождение .В конце игры картинки с прищепками помещаются в магнитную доску.
В Е Д У Щ И Й. Основой звучащей речи ,источником образования звуков голоса является речевое дыхание. ( Показывает цветной лепесток, на котором написано:«Развитие речевого дыхания», и прикрепляет его к цветку)
Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном выдохе или в неправильном направлении воздушной струи.
2.Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.
«Загоним мяч в ворота»
-Мы с вами футболисты,перед нами- импровизированные ворота и ватный мяч. Наша задача- загнать мяч в ворота, сильно и длительно дуя на него, ненадувая щек. Нужно забить гол 2-3 раза.
«КОРАБЛИК»
-Теперь мы капитаны корабля, и наш кораблик отправляется в далекое плавание. Нужно долго и сильно дуть на парус, не надувая щек. Чей кораблик доплывет до противоположного берега?
«ФОКУС»
-А сейчас мы фокусники. Небольшой кусок ваты располагаем на кончике носа, язык положить на верхнюю губу и подуть. Фокус заключается в том, что ватка летит вертикально вверх.
«СТИХОТВОРНЫЙ ЗАБЕГ»
-Речевой выдох должен быть долгим. Необходимо распределять выдыхаемый воздух. Потренируемся с помощью стихотворения. Выбрать двух помощников.
Читаем стихотворение на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается, нужно стукнуть мячом об пол.
ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ
Собирала я в лесу
Ягоду малину
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке-
Дело подвигается,
Ягод убавляется…
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного?
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке,
Тают ка снежинки,
Ягодки в корзинке.
Закатилось солнышко,
А на донышке видна
Только ягодка одна.
Не идти же с ней домой!
Съем ее – и с плеч долой!
-Важное местов коррекционной работе отводится выработке звонкого голоса, развитию его, свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона.
Голос передает эмоциональное состояние человека, его отношения к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах. Итак, следующее направление- развитие голосовых возможностей.
Показывает цветной лепесток, на котором написано: «Развитие голосовых возможностей», и прикрепляет его к цветку.
3.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
КОРОВА И ТЕЛЯТА
-Представьте, что мы с вами на лугу. Кто пасется на лугу? Правильно. На нашем лугу пасутся коровы (поставить на стол игрушку корову), а на вашем телята (поставить игрушку теленка).
-Коровы зовут своих телят. Как они их зовут?
(Первая группа произносит низким голосом: «Му-му-му!»
-Коровам отвечают телята. Как они отвечают
( Вторая группа отвечает высоким голосом : «Му-му-му!)
(Затем группы меняются ролями)
Важным условием речепроизводства является сформированный речевой или фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи.
(Показывает цветной лепесток, на котором написано:«Развитие фонематического слуха», и прикрепляет его к цветку.) По выражению ученых-лингвистов,без фонематического слуха невозможна генерация речи. Основой речевого слуха является неречевой слух.
4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА.
ПТИЧКА ЛИСИЧКА МЕДВЕДЬ.
-К нам сегодня пришли гости: птичка, лисичка, медведь,но мы их не видим, а только слышим. Как Вы думаете, кто это идет? Послушайте (издает звуки с помощью металлофона). Очень хорошо! А как они идут мы сейчас и покажем. Для этого все встанем в круг и пойдем друг за другом. Будем подражать животным согласно услышанному звуку.
-Развитие подвижности артикуляторных органов под воздействием артикуляционной гимнастики. (Показать цветной лепесток, на котором написано:
«Развитие артикуляционной моторики» и прикрепляет его к цветку.)Для наиболее быстрого усвоения артикуляционных движений, соблюдения темпа, а также сохранения интереса выполнение упражнений будем сопровождать стихотворением о веселом язычке, а помогать нам будет квакуша, чей язык может повторять движения нашего языка.
5. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА « ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Язычок знакомнам, дети, Широко улыбнуться, растянуть губы.
Мы его улыбкой встретим. Приоткрыть рот, высунуть язык
Это язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел Тянуться кончиком языка к правому уху
Все, что нужно, увидал Тянуться кончиком языка к левому уху
И налево зашагал.
Погулял совсем немножко
Широко открыл окошко. Широко открыть рот.
Он окно не закрывает, Рот широко открыт, кончик языка тянется к носу
К верху кончик поднимает. Рот широко открыт ,кончик языка тянется к
подбородку
Он окно не закрывает
К низу кончик опускает,
Ротик свой не закрывает,
Индюков он приглашает. «Индюки»
Поиграл наш язычок, Закрыть рот.
Лег поспать он и молчок.
В Е Д У Щ И Й. Для поддержания высокого эмоционального уровня можно использовать музыкальное сопровождение.Например, песню любимого мультфильма. Надо заметить. Что выполняемые упражнения детям знакомы, поэтому выполняется без устных комментариев.
6 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ В СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕСЕНКИ ЧЕБУРАШКИ.
Я был когда-то странной, открыть и закрыть рот 2 раза
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и
вернуть в исходное положение.
Никто не подойдёт. Надуть щёки, затем расслабить.
Теперь я – Чебурашка, Втянуть щёки, затем расслабить.
И каждая дворняжка Выполняются движения нижней челюстью:
При встрече сразу вправо, влево, в исходное положение.
Лапу подаёт
Ведущий: Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные им упражнения можно выполнять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...