картотека игр для развития фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр
по развитию фонематического слуха
у детей младшего дошкольного возраста»
подготовила воспитатель М.С. Буреева
2021-2022
Игра «Медвежата едят мёд» № 1
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.
Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».
Гладят животики,говоря: «У-у-у» (2–3 раза).
Игра «Часы» № 2
Цель:
Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинка больших и маленьких часов.
Ход игры:
Воспитатель. Послушайте,как тикают часы: «Тик-так, тик-так»,как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили,нужно их завести: «Трик-трак…».
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Кто в домике живет?»№ 3
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.
Ход игры:
Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).
-Кто это? (Ответы детей.)
Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)
- А это кто? (Ответы детей.)
Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)
-Кто это? (Ответы детей.)
Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)
-А это кто? (Ответы детей.)
Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).
-Отгадайте,кто в этом домике живет:
«Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.)
-Правильно, собака (показывает картинку).
-Как она лаяла? (Ответы детей.)
– Отгадайте,кто в этом домике живет:
«Мяу-мяу» (произносится тихо?
-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.
Игра «Звенят колокольчики»№4
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Ход игры
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок)звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок)звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).
Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Барабаны» № 5
Цель.
Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинка большого и маленького барабана.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.
Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»
-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания).-Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).
Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Лошадки и поезд» № 6
(в кругу)
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход игры
Воспитатель. Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).
Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.
Поехал поезд, застучал колесами.
Поезд остановился.
Игра «Большие и маленькие машины» № 7
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины.
Они встают друг против друга.
Воспитатель. Когда едут большие машины,колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш».Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо,и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».
Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).
По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.
Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.
Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Игра «Рыбки»№ 8
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. «Вы будете рыбками.»
-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».
-Они ныряют глубоко за кормом.
-Когда ныряют большие рыбы,то слышно: «Плюх» (произносит громко).
-Когда ныряют маленькие рыбки,то слышно: «Плюх» (произносит тише).
Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.
Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»
(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)
-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)
Игра «Выполни задание»№ 9 (в кругу)
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки)
И бегаем кругом (3 раза).
Игра повторяется 3 раза.
Игра «Будь внимательным» №10
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша).
Ход игры
Воспитатель. Это коза (показ картинки).
-Она громко кричит: «Ме-ме.» (дети повторяют звукосочетание).
-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание
-Это овца (показ картинки). Она блеет –кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).
-А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).
– А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)
-Как он кричит? (Ответы детей).
-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)
-У петуха и курицы есть детеныши.
-Как их зовут? (Ответы детей.)
-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)
Картинки выставляются.
Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).
Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов,
травку щиплют, крошки ищут.
Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.
Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят,например: «Я –ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку.
После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.
Игра «Забей гвоздик молоточком»№11
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход игры
Воспитатель. Когда стучит большой молоток,то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Когда стучит маленький молоточек,то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Игра «Лягушка и лягушата»№12
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.
Лягушка по дорожке скачет,вытянув ножки: «Ква-ква-ква»,выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)
Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).
– Наловила я много вкусных мошек.
-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.
-Наелись лягушата, громко заквакали.
-Легли спать на листики.
-Проснулись и заквакали.
Дети выполняют указанные действия.
Игра «Позови свою маму»№ 13
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.
У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.
Ход игры
Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)
Кто у цыпленка мама? (Курица.)
Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)
(Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Игра «Идут животные»№14
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Ход игры
Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.
Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).
– Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).
– Идут поросята, они топают еще тише.
– Идут ежики, они топают очень тихо.
– Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
Игра «Будь внимательным»№15
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.
Ход игры
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.
Игра «Отгадай слово» № 16
Цель.
Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей.
Ход игры
Воспитатель (выставляет картинки с изображением животных по количеству детей в группе).
-Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.
-Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Игра «Делай, как я»№ 17
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал.Игрушка: мишка
Ход игры
Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.
Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).
Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…
Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…
Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…
Надо облизать зубы вот так.Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.
Воспитатель. Молодцы!
Игра «Кто что делает»№ 18
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит…"
"Машина - едет, гудит, светит…"
"Снег - идет, тает…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"
Игра «Угадай, кто это?» № 19
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Игра «Больше, чем… Меньше, чем» № 20
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное (до трех, которое по размеру больше, чем я назвал. "
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
Игра «На чем играл зайка?»№ 21
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал.
Ширма, заяц, барабан, дудочка, молоточек, бубен и т. д.
Ход игры
Воспитатель показывает детям поочередно все музыкальные инструменты, показывает их звучание. Затем закрывает музыкальные инструменты ширмой и играет на каком-нибудь одном инструменте и просит детей отгадать – что звучало?
Игра «Поиграем в сказку»№ 22
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Ход игры:
Детям предлагают вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просят отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты, или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом.
Рекомендации: для проведения этой игры хорошо использовать кукол. Можно предложить детям сыграть сценку из сказки и, даже, поставить спектакль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста...
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста...
Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ИГРна развитие фонематического слухау детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста.
Развивать фонематический слух,речевое дыхание, развивать речевое внимание детей.. Активизация мышц губ....
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
laquo;Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»...
Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь ...
Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь часть...