«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
статья по развитию речи (старшая группа)
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность отражает мир социальных отношений; помогает ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, скованность действий; открывает пространство для творческого самовыражения, создания образов с помощью доступных ребенку способов (движение, мимика, жесты, интонация); предоставляет возможность ребенку осуществлять выбор поведения с помощью персонажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sstatya_teatralizovannaya_deyatelnost.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Кырлыкская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение «Кырлыкский детский сад»
«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
подготовила
Ойношева А.И
воспитатель вкк
С.Кырлык, 2016 г
«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, толерантность в социальном общении. Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Существует реальное противоречие между установками традиционной системы обучения дошкольников и педагогическими факторами, обусловливающими необходимость развития творческого потенциала личности в условиях воспитательной системы дошкольного учреждения.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена ещё одна социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить противоречия:
- между процессом творческого развития детей и системой традиционного образования;
- потребностью общества в повышении уровня коммуникативной компетентности, общей культуры и недостаточным опытом приобщения детей к театрализованной деятельности.
В настоящее время реализация содержания образовательных областей социально-коммуникативное развитие является важнейшим звеном в процессе творческого, познавательного и речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Необходим пересмотр стратегии педагогической деятельности воспитателя современного дошкольного учреждения, с тенденцией повышения уровня развития творческих способностей. В связи с этим, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально - ритмических упражнений, игровых технологий, леготехнологий и традиционных подходов к развитию речи и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности. После введения ФГОС появился вопрос об использовании интегративного подхода к образованию дошкольников. Осуществление синтеза как интеграции образовательных областей в приобщении дошкольников к российским культурным традициям является главным принципом построения содержания образования в условиях многонациональности России и способствует достижению познавательного результата – формированию целостной картины мира. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать. Поэтому целью моей педагогической деятельности стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определила следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
- обогащать и активизировать словарь;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать гуманные чувства у детей.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы: творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Работа по театрально-игровой деятельности ведётся в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, существует театральная зона «Золотой ключик», где имеются куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Медведь и все-все-все», «Новый год», «Почемучка» и «Наши добрые соседи», «Два жадных медвежонка». Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к созданию ...
Доклад «Использование театрализованной деятельности в работе специалистов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»
Применение театрализованных игр в работе логопеда, воспитателей по физо, изо, музыкального руководителя....
«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
Статья предназначена для учителей, воспитателей и педагогов дошкольного образования....
Консультация для педагогов по теме: «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к соз...
Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников
Из опыа работы "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников"...
«Театрализованная деятельность в рамках ФГОС ДО как средство развития творческих способностей дошкольников»
Театрализованная деательность в рамках ФГОС ДО как средство развития творческих способностей дошкольников...
Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников
О позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности...