Картотека игр по формированию грамматического строя речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Картотека игр по формированию грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_formirovaniyu_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
КАРТОТЕКА ИГР
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Обучение ребенка образованию уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы.
Игра с мячом «Большой — маленький».
Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький.
стол – столик диван – диванчик полка – полочка
дом шкаф рамка
нож стакан юбка
мяч карман шапка
рот
кот
подушка – подушечка носок – носочек дым – дымок
кружка песок дуб
ложка листок коготь
чашка платок локоть
2. Обучение образованию формы множественного числа имен существительных.
Игра с мячом «Один и много».
Вы называете один предмет и бросаете ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.
стакан – стаканы
слива – сливы
кольцо – кольца
огурец – огурцы кофта ведро
помидор шуба окно
стол шапка лицо
шкаф чашка яйцо
мяч ложка полотенце
3. Обучение использованию имен существительных в родительном падеже.
Игра с мячом «Есть — нет».
Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. — ... У меня есть кубик. — ...
У меня есть мяч. — ... У меня есть обруч. — ...
У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. — ... У меня есть подушка. — ...
У меня есть коляска. — ... У меня есть лента. — ...
У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — ... У меня есть колесо.— ...
У меня есть полотенце.— ... У меня есть полено. - ...
4. Обучение образованию формы родительного падежа имен существительных.
Предложите ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.
На моей рубашке нет пуговицы.
У Кати нет новой... (кукла).
У стола нет... (ножка).
У цветка нет... (лепесток).
В лодке нет... (рыбак).
В корзине нет... (яблоко).
В буфете нет... (блюдце).
5. Обучение образованию формы дательного падежа имен существительных.
Предложите закончить начатые вами предложения. Можно провести это упражнение и в форме игры с мячом. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете предложение; ребенок
ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч вам.
Поварешка нужна повару.
Кисть нужна... (художник).
Гаечный ключ нужен... (шофер).
Иголка нужна... (швея).
Лопата нужна... (садовник).
Указка нужна... (учитель).
6. Обучение образованию формы винительного падежа имен существительных. Предлагаем закончить предложения. Можно провести игру с мячом «Кого угостим?» Ребенок должен закончить начатое вами предложение, поймав мяч.
Травой угостим корову.
Морковкой угостим... (кролик).
Косточкой угостим... (собака).
Молоком угостим... (корова).
Пшеном угостим... (курица)
Овощами угостим... (свинья).
7. Обучение детей счёту до трех и согласованию числительных с существительными. Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один баклажан...
Один стакан...
Один карман...
Одна груша, две груши, три груши.
Одна чашка...
Одна ложка...
Одна кукла...
Одно ведро, два ведра, три ведра.
Одно кольцо...
Одно солнце...
Одно дерево...
8. Обучение образованию словосочетаний из существительных с числительными два и пять по образцу. Проведите игру с мячом «Два и пять». Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание из существительного с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительным пять и возвращает мяч вам.
Две вилки.— Пять вилок.
Две чашки... Две ложки... Две шапки... Две крышки...
Два стола. — Пять столов.
Два носка... Два дивана... Два шкафа... Два чайника...
Два яблока.— Пять яблок.
Два ведра... Два окна... Два дерева...
9. Предложите ребенку послушать предложения и найти в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируйте внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом. Чашка стоит на столе.
Цветок стоит в голубой вазе.
Стул стоит у стены.
Мяч закатился под стол.
Лампа висит над крыльцом.
Котенок спрятался за кресло.
Книга упала со стола.
10. Предложите ребенку вставить в предложения «маленькие слова» (предлоги).
Дедушка сидит в кресле.
Книги лежат ... полке.
Дерево растет ... забора.
Щенок залез ... кровать.
Солнце поднялось ... морем
Розы цветут ... высоким забором
Листья облетают ... деревьев.
11.Обучение детей согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.
Шар — красный, зеленый, Чашка – красная, зелёная,
желтый. жёлтая.
Флажок... Кофта…
Кубик... Юла…
Мяч... Лопатка…
Шарф... Лента…
Яблоко – красное, зелёное, Рукавицы красные, зелёные,
жёлтое. жёлтые.
Ведро... Трусы…
Кольцо... Брюки…
Полотенце... Кубики…
Блюдце... Шары…
12. Обогащение речи ребёнка прилагательными. Обучение образованию относительных прилагательных.
Стакан из стекла – стеклянный. Кофта из шерсти – шерстяная.
Стол из дерева - … Дорожка изо льда - …
Колобок из картона – картонный. Сапоги из резины – резиновые.
Сок из лимона - … Бусы из рябины - …
13. Цель: обучение подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением.
Игра «Наоборот».
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст...
Суп горячий, а мороженое...
Река длинная, а ручей...
Книга толстая, а тетрадь...
Дорога широкая, а тропинка...
Орехи крупные, а семечки...
Папа молодой, а дедушка...
14. Обучение детей образованию притяжательных прилагательных по образцу:
Хвост лисы — лисий хвост
нос лисы — …глаза лисы — … усы лисы — ... лапа лисы — ...
ухо лисы — ...
лай собаки - собачий лай
след собаки — ... шкура собаки —…лапа собаки — ... глаза собаки — ... чутье собаки — ...
пасть медведя — медвежья пасть
голова медведя —.... нос медведя — ...хвост медведя — ...
лапы медведя — …тело медведя — ...
рога коровы — коровьи рога
хвост коровы — ...нос коровы - …вымя коровы - …
глаза коровы - …
15.Образование относительных прилагательных:
сок из вишни — вишневый сок
варенье из сливы — ...
повидло из айвы — ...
компот из апельсина — ...
котлеты из моркови — морковные котлеты
салат из свеклы — ...
икра из баклажана — ...
сок из огурца — ...
16.Образование глаголов с противоположным значением. Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:
надевать — снимать
наливать — ...
завязывать — ...
зашнуровывать — ...
насыпать — ...
складывать - …
вносить - ...
открывать - ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Картотека игр...
Картотека игр по формированию грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...
Картотека игр по формированию грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....
"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"
Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...
Картотека игр по формированию грамматического строя речи
Картотека игр по формированию грамматического строя речи...