Как мы должны говорить
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Как мы должны говорить.
(консультация для воспитателей)
Речь педагога - основной источник, из которого дети получают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной с ясными отчетливым произношением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным использованием словесных обозначений. Если прочитать рассказ с использованием всех средств выразительности, то такой рассказ вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, запомнится содержание, тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению. Педагог не всегда замечает свои недостатки такие как торопливость, невнятность, монотонность речи, неточность произношения отдельных звуков или слов. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, рассказанные или прочитанные взрослым, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту языка.
Монотонная речь утомляет маленьких детей, снижает интерес к речи. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Речь должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи. Ускоренный же темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Поэтому сказки, стихи, рассказы рассказывать и читать, как правило, надо в более замедленном темпе. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст. Но нужно помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано содержанием.
Голос – профессиональный инструмент педагога. Иногда ситуация общения требует значительного усиления громкости речи, но это не значит, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать и укреплять специальными упражнениями.(различные речевые упражнения) .
Не нужно загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами и длинными фразами. Речь лучше воспринимается, если она состоит из коротких фраз. Рассказывая о чем-либо, надо отбрасывать все лишнее, второстепенное, малозначащее, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя трудной для восприятия. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допускать грубых слов, избегать просторечий и диалектов, слов вышедших из употребления. Недостатками могут являться слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда их слишком часто употребляют (Танечка, вымой ручки. Манечка, убери чашечку со стола.) Засоренность лишними словами (ну, вот, так, значит), неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав?).
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность, выразительность речи воспитателя. В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. Кроме того речь воспитателя должна быть всегда спокойной, уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Чтобы не провацировать детей на обидные слова, на грубость, необходимо следить за своей речью. Не стоит делать резких замечаний: «Сколько можно повторять!» «Как вы меня достали!», грубых требований : «Закрыли рты», «Живо мыть руки».
Для тренировки интонации можно использовать различные упражнения. Проговаривать предложения в утвердительной, вопросительной, восклицательной интонацией: В Яр-Сале холодно?(Восходящая интонация).В Яр-Сале холодно. (Нисходящая интонация).Произношение скороговорок, поговорок, потешек в разном темпе (медленно, умеренно, ускоренно).Трое трубачей трубят в трубы. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. Проговаривание предложений, стихов, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, громко).Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. По бревну бобры бредут. Выделять голосом главные по смыслу слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должны уметь говорить и знать дети в разных возрастных группах
Что должен говорить ребенок в 3 года, достаточен ли его словарный запас, правильно ли он употребляет предлоги в четырехлетнем возрасте, и согласует окончания в 5 лет. К какому возрасту не ...
Фразы, которые родители должны говорить своим детям
Фразы, которые родители должны говорить своим детям [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"12474095","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"310","style":"width: 310...
Памятка для родителей "Что родители должны говорить своим детям?"
Памятка для родителей, которая поможет оптимизации детско-родительских отношений и налаживанию психологического комфорта в семье....
Просвещение для педагогов: "Безобидные фразы, которые не должны говорить воспитатели".
Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но отрицательное. Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным. Такое воздействие нарушает психическое равнове...
Как мы должны говорить.
Консультация для воспитателей о важности правильной речи....
Консультация для родителей "Что каждая мама должна говорить своим детям"
Консультация для родителей "Что каждая мама должна говорить своим детям"...
Консультация для воспитателей Как мы должны говорить.
Консультация для воспитателей Как мы должны говорить....