Развитие монологической речи у детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольникам, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольникам, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Использование сказки в системе логопедических занятий способствует:
- Коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка на занятии;
- Совершенствованию лексико-грамматических средств языка;
- Совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- Развитию диалогической и монологической речи;
- Эффективности игровой мотивации детской речи
- Взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- Созданию на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы воспитанников;
- Приобщению детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
СКАЗКА «КОЛОБОК».
Ход занятия.
Цель: Формировать у детей связную речь, с помощью пересказывания сказки.
Общеразвивающие задачи.
- Обучать воспитанников отгадыванию загадок.
- Учить детей давать четкие ответы на поставленные вопросы.
- Обучать детей формированию связной речи, с помощью пересказа сказки.
- Формировать лексико-грамматические категории.
- Знакомить дошкольников с пословицами.
Развивающие задачи.
- Развивать общую и мелкую моторику с помощью специальных упражнений и физминутки.
- Развивать внимательность, при чтении сказки «Колобок».
Воспитательные задачи.
- Воспитывать скромность, взаимоуважение, дружбу, трудолюбие у воспитанников.
- Организационный момент.
- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песни пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок).
- Развитие мелкой моторики «Колобок».
- Я Колобок, Колобок! (Пальчиковое упражнение «Шарик»)
По амбару метен (Пальчиковое упражнение «Веник»)
По сусекам скребен, (Поскрести пальцами рук по столу)
На сметане мешен (Выполнять движения, как при замесе теста)
В печку сажен (Пальчиковое упражнение «Печка»)
На окошке стужен (Пальчиковое упражнение «Окошко»),
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел (Пальчиковое упражнение «Пальчики шагают»)
Я от зайца ушел (Пальчиковое упражнение «Зайчик»).
При словах «Покатился Колобок дальше – только его и видели (Вращение рук относительно друг друга)
- Чтение сказки «Колобок». Инсценировка сказки.
- Игра «Один-много».
Песня-песни,
Мордочка- мордочки,
Трава- травы,
Дорожка-
Ухо-
Пень-
- Игра «Назови ласково».
Румяный колобок – румяненький колобочек,
Трусливый заяц –
Серый волк –
Неуклюжий медведь-
Хитрая лиса-
- Игра «Сосчитай».
1 Колобок – 5 Колобков,
1 Заяц –
1 Лиса –
1 Волк-
1 Медведь-
- Игра «Слова наоборот».
Скромность -хвастовство
Хитрость – простодушие
Радость – огорчение
Скромный –
Хитрый –
Румяный-
- Игра «Кто внимательный».
- Назови, из каких продуктов бабка замесила тесто? (Мука, масло, сметана).
- Назови, в какой последовательности бабка делала Колобок? (Амбар мела, сусеки скребла, тесто месила, в печку сажала, на окне студила).
- Назови, какие части дома встречаются в сказке? (Окно, дверь, порог, сени, крыльцо).
Развитие общей моторики. Физкультминутка.
Зайчик. Лисичка. Медведь.
- Беседа по сказке «Колобок».
- Игра «Что сначала, что потом?».
Поставить на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра. Попросить детей, вместе с педагогом обыграть сказку.
- Знакомство детей с пословицами.
Наперед времени не хвастай.
Собой не хвались, дай наперед похвалить себя людям.
Кто скромней, тот умней.
- Итог занятия.
Литература.
Развитие монологической речи детей 6-7 лет:
Занятия на основе сказок/авт. сост. А.А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы развития монологической речи у детей с ОНР
Полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - это дорога малыша в мир культуры, одно из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе. Мал...
Развитие монологической речи у детей.
Развитие монологической речи у детей1. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста2. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок3. Занятия по развитию с...
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...
Методические рекомендации к логопедической работе по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Материал включает в себя подробное описание этапов и направлений логопедической работы по развитию монологической речи дошкольников с ОНР, содержание логопедической рабоы по формированию монологическо...
Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.
Проект "Сказочная страна" направлен на развитие связной монологической речи посредством использования сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...
Моделирование, как прим развития монологической речи у детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию приемы для развития монологической речи у детей....
Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...