Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
картотека по развитию речи
Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря
у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря
у детей раннего возраста
Тема проекта: Я иду в детский сад
Игра: «Маша-растеряша»
Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».
Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.
Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?
Была у мамы Маша,
Дочка-растеряша.
Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.
Мяч куда-то закатился,
Мишка с полочки свалился.
С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.
Варианты: игра с предметами других лексических групп.
Игра: «Большой – маленький»
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.
Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.
Тема проекта: Я в мире человек
Игра: «Где же наши ручки?»
Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.
Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».
Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.
Игра: «Одень куклу»
Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.
Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?
Тема проекта: Здравствуй осень Золотая!
Игра «Чудесная корзинка»
Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.
Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
Игра: «Компот для Белки»
Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.
Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.
Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.
Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.
Игра: «Соберем урожай»
.
Цель: Развитие активного словаря, операций анализа и синтеза.
Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.
Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.
Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.
Тема проекта: Мой дом
Игра «Дом большой, дом маленький»
Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.
Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.
Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".
У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),
А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
Игра: «Ощупай, угадай, назови»
Цель: Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных
Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.
Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.
Хвост крючком, Нос пяточком, Им землю копает, Хрюкает, не лает. | У нее четыре лапки, На лапках – коготки-царапки. Мышей ловит, Молочко лакает, Песни распевает: - Мяу-мяу! |
Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.
Тема проекта: Мой город
Игра: «Кто что может делать?»
Цель: Расширение активного словаря.
Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.
Речевой материал: повар... (варить, жарить, резать, солить); уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать); продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.
Тема проекта: Зима пришла
Игра: «Кому что?»
Цель: Активизация словаря, развитие мыслительных операций.
Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.
Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.
Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.
Тема проекта: Что за праздник Новый Год?
Игра: «Веселый кубик»
Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.
Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик или девочка сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.
«Крутись, вертись,
На бочок ложись!»
Тема проекта: Зима в городе
Игра: «Кто больше?»
Цель: Расширение активного словаря, за счет существительных.
Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).
Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).
Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).
Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.
Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).
Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).
Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.
Игра: «Какой?»
Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.
Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.
Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.
Игра: «Ориентировка в форме и цвете»
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.
Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.
Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»
Тема проекта: Мамочку и бабушку очень я люблю
Игра: «Собери букет»
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.
Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.
Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.
После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
Тема проекта: Игрушки
Игра: «Большие и маленькие»
Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.
Ход игры: Воспитатель просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.
2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.
Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».
Игра: «Шарики и кубики».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.
Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.
Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога).
Тема проекта: В гостях у сказки
Игра: «Что сделал зайчик»
Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.
Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.
Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».
Тема проекта: Мы играем!
Игра: «Ориентировка в величине
(2 контрастные величины).
Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)
Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков.
Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как?) по подражанию действиям педагога).
Тема проекта: Весна
Игра: «Летает — ползает — прыгает»
Цель: Расширение предикативного словаря.
Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка.
Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866212-1481649572.jpg)
Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»
В картотеке представлены игры для развития речи детй раннего возрста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-936143-1500218807.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/11/picture-973983-1523412225.jpg)
"Эффективные формы работы, направленные на развитие речи детей раннего возраста».
В материале собраны игры для развития речи детей раннего возраста ....
игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.
собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....
Консультация "Игры, направленные на развитие речи детей раннего возраста"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1140224-1582209030.jpg)
Потешки и их значение в профилактике речевых нарушений и в развитии речи детей раннего возраста
Данный материал будет полезен родителям и воспитателям детей раннего возраста для развития речи малышей....