_«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи

Самохвалова Клавдия Сергеевна

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» – действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» – действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение дошкольников – это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Рассмотрим некоторые, наиболее применяемые интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников.

Мнемотехника – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Синквейн – еще один новый, очень интересный и эффективный методов развития речи ребенка – работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Этот метод позволил нам эффективно и быстро достичь результатов в расширении словарного запаса детей. Составление синквейна требует умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Микрофон – метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты – пожалуй, один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Обратите внимание! Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек зрения, выбрать самые интересные высказывания.

Цепочка – метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с теми же свойствами. Например, морковь – морковь сладкая – сладким бывает сахар – сахар белый – белым бывает снег… и т.д.

Круг идей – интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Ассоциативный цветок – метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные». Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

Предвидение – метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы. Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я – первый месяц осени – сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…». Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

Перевоплощение – интерактивные методы обучения, когда предлагается детям поделиться на команды и представить себя на месте какого-то предмета (книги, ручки, стола, куклы и тому подобное) и презентовать себя с точки зрения выбранной роли.

Реклама – метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.

Сказка наоборот – метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому. Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудиоматериалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность, то есть испытывает положительное отношение к учёбе, са...

«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»...

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников»

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» – действовать. Интерактивность означает способ...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.

Выбирая тему по самообразованию,я обратила внимание на иновационную технологию  «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции р...

Выступление на педагогическом совете.Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития.

Я обратила внимание на иновационную технологию  «Сторителлинг». Она заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и вообра...

Использование интерактивного метода «Сторителлинг» для развития речи и воображения дошкольников с задержкой речевого развития. презентация к уроку (старшая группа)

Тема  «Сторителлинг» заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.«Сторител...