Рисуем и рассказываем или рассказываем и рисуем.
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Детям дошкольного возраста сложно излагать свои мысли, они затрудняются даже пересказать короткое содержание сюжета, так как удержать главную мысль поой сложно даже взрослому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvaem_i_risuem.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

                                                              (Из опыта работы).

Рассказываем и рисуем.

А может быть наоборот:  рисуем и рассказываем.

   Развивать речь дошкольника – задача не из лёгких, а научить излагать свои мысли, свою речь, которая льётся из нутрии без подражания, повтора за кем либо – ещё сложнее. Почему? Потому что ребёнок мыслит образами, ему сложно представить то, о чём он говорит.  

  Сказки и разные истории любят слушать все, от мала до велика. И дети любят придумывать на ходу, рассказывать то, что придёт в голову в сей момент, а потом повторить эту же историю уже затрудняются, так как половину не помнят.

   Предложите ребёнку рисовать свою историю и одновременно рассказывать, и в этом случае рассказ пойдёт гораздо подробнее, с детальным описание, сравнением. Именно рисование дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Внезапное удивление, которое вспыхивает на детских лицах, говорит о том, что это для них значит. Ведь цвет окружающих ребенка предметов не изменяется во времени, а на бумаге цвет движется, меняется, возникает и пропадает. Именно поэтому рисование является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию сюжета.

   Начните с простого, с рисования красочного чуда, которого никто и никогда не видел, поэтому результат будет принят окружающими любой. Здесь стоит подсказать ребёнку, натолкнуть  его на то, что «чудо появлялось постепенно». Главное оттолкнуться, начать с какой  либо детали и дальше образ будет обрастать особенностями, и расти в размерах. Следующим предложением может быть уже что то право подобное.  Например, давай построим город. Понадобиться большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где "будет заложен город". Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к "строительству" своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Возможно, все будет самое обыкновенное и привычное, или наоборот - удивительное и сказочное? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая "рисовальная" игра хороша и тем, что на рисунке потом можно играть и не один день. А рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника.

В дальнейшем можно предложить нарисовать самого значимого для ребёнка человека, «Рисуем маму». Это вызовет море эмоций, изменение деталей, форм, они будут приходить из памяти, и образ будет меняться. Вариантов и тем для творчества - множество, можно рисовать настроение, музыку, любимую сказку. Рисование сказки помогает развитию речи малыша и его мышление  образом. Оно соединяет слово и образ, стоящий за ним. Если мы просто скажем новое слово, но не покажем, как выглядит называемый предмет, то слово имеет немного шансов задержаться в голове у малыша. А вот сказанное и нарисованное – другое дело. Рисовать сказку полезно детям с плохой памятью на слова. Ребята учатся создавать зрительные опоры для запоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познаем, рисуем, рассказываем о Родном крае.

Знакомя детей с  духовными ценностями родного края, развивая умение понимать и ценить искусство, а через него и красоту окружающего мира, пробуждая у детей творческое начало, мы растим  гарм...

Рисуем с мамой, рисуем сами.

Как заинтересовать ребенка рисованием....

Методические рекомендации для родителей по организации совместного с детьми творчества «Рисуем дома, рисуем вместе»

Представленные рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку познакомится с новыми материалами для творчества, которых так много появилось в последнее время. Использование этих материалов, безусловно, рас...

"Рисуйте, рисуйте, как вы только можете..."

Для детей дошкольного возраста художественное творчество является одним из самых увлекательных и интересных видов деятельности. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным в...

"Рисуем яблоко , рисуем яблочком!"

Творим и вдохновляемся на новые рисунки!...

"Рисуем и рассказываем". (практические советы от воспитателя)

З частую составить рассказ по картинкам ребёнку не интересно, а рассказать , что он нарисовал сам горазд легче. Потому как, ребёнок автор рассказа, а кариткаНарисованая собственной рукой обязательно г...

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне Лаврентьева, О. И. Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне / О. И. Лаврентьева, Л. О. Сафонова. — Текст : непосредс

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас...